Дата 03.07.2008 13:15

Юлиус Эвола: Личность и невидимое

Тема: ЛИЧИНА И ЛИЦО СОВРЕМЕННОГО СПИРИТУАЛИЗМА

Продолжение. Начало см. Юлиус Эвола: Бегство к "сверхъестественному"

Теперь необходимо определить основные точки отсчёта, позволяющие выработать верную позицию по отношению к различным формам нео-спиритуализма и другим, родственным ему течениям.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в этом отношении нас, прежде всего, интересуют не чисто теоретические аспекты нео-спиритуализма, но те его направления, которые, вольно или невольно, способствуют пробуждению «запредельных» сил, открывают отдельным индивидам и группам возможности контакта с оными, культивируя экстраординарные свойства сознания.

Очевидно, что предпосылкой этой деятельности является предположение о том, что подобные силы и свойства являются столь же реальными, как и формы физической реальности и обычной психики. Тем или иным образом, этот факт всегда признавался в каждой нормальной и полноценной цивилизации и отрицался только в краткий период торжества западного «позитивизма». На сегодняшний день, однако, стоит сделать ещё один шаг вперёд и выйти за рамки признания сверхъестественного исключительно в психологических, или лучше сказать психологистических рамках, ограничивающихся областью психиатрии и общего психоанализа. Нас интересуют те сферы, в которых «духовное» следует понимать в онтологических терминах, то есть как непосредственную реальность. В ином случае не имеет смысла говорить о потенциальной опасности «духовного» (и связанного с ним спиритуализма) или «сверхъестественного», поскольку тогда эта проблема носит крайне банальный характер. Всё свелось бы к разговору о фантазиях, паранойях и выдумках, порождённых «расстроенным», больным умом, которые не должны вызвать особого беспокойства.

Для начала рассмотрим вопрос о личности как таковой. Соприкосновение с «духовным», длительный контакт с ним, может представлять существенную опасность для человека, в том смысле, что это может привести к потере внутреннего единства, самообладания, утрате способности к самосознанию, ясному видению и независимому действию, каковые составляют саму суть личности.

В мире чувственных вещей, поддающихся измерению, чистой логики, практического действия и всего того, что в целом связано с физическими чувствами и мозговой деятельностью, личность в её современной форме ощущает себя как дома, стоит на твёрдой почве. Но в «духовном» мире она подвергается постоянному риску, возвращается в проблематичное состояние, поскольку в этом мире нет привычных и необходимых для неё опор, ибо сама эта личность обусловлена физическим телом.

Не случайно многие приверженцы «спиритуализма» не отличаются ярко выраженной личностью (показателен большой процент женщин среди них), тогда как сильные личности с твёрдым самосознанием предпочитают придерживаться «позитивного» и испытают ко всему необычному необоримую неприязнь, служащую им своего рода алиби.

Надо понимать, что эта неприязнь, это отторжение являются ничем иным, как проявлением в них бессознательного инстинкта духовной защиты. Более слабые личности, у которых этот инстинкт отсутствует или приглушён, более предрасположены к принятию и неосторожному культивированию идей и тенденций, опасности которых они не осознают.

Подобные люди, считают, что всё, хоть в чём-то выходящее за рамки привычного им мира, уже тем самым является чем-то высшим, наделено более высоким статусом. Подталкиваемые потребностью в «ином», движимые импульсом к бегству от действительности, они готовы пойти любым путём, даже не замечая, насколько часто оказываются втянутыми в орбиту сил, находящихся не выше, но ниже уровня, занимаемого человеком как личностью.

Это крайне важный момент – необходимо ясно распознавать ситуации, в которых, несмотря на видимость и личину, нео-спиритуализм имеет регрессивный характер, а «духовное» является не «сверхъестественным», но «подъестественным» в самом прямом и конкретном смысле, а не только чисто доктринально-интеллектульным заблуждением.

Чтобы составить некое представление о тех влияниях, которым подвергается человек, открываясь не миру горнему, но низшим мирам, выходя за пределы обычного не в восходящем, но нисходящем направлении, необходимо для начала чётко определить то, что в самом широком смысле следует понимать под «природой», естественным. Сегодня под «природой» принято понимать физический мир в целом, доступный познанию нормального человека при помощи пяти физических чувств и измеряемый точными науками. На самом деле, это всего лишь один из аспектов природы, образ, сложившийся на уровне человеческой личности, и более того на определённой стадии её исторического развития, как опыт, присущий именно этому уровню и этой стадии, но могущий меняться на других стадиях и формах существования. Человек воспринимает природу в этих чётко определённых формах физической реальности, поскольку сам он отделён, оторван от неё, настолько свободен по отношению к ней, что способен ощущать её как внешнее, как «не-Я». Между тем природа в себе это не только космическое явление, познать её можно только там, где это ощущение внешнего приглушается, состояние ясного бодрствующего сознания ослабевает, сменясь состояниями, при которых различия между объективным и субъективным, «внутренним» и «внешним» почти стираются. Здесь открываются первые области «невидимого» и «психического мира», которые, однако не просто также относятся к «природе», естественному, но относятся к ней по преимуществу, не имея ничего общего с «сверхъестественным», сверхприродным. Объективные научные исследования материи и энергии по сути затягивают человека в своего рода заколдованный круг, созданный им самим же. Выйти из этого круга и постичь природу в себе, удаётся только тому, кто проделывает обратный путь от сформированного личного сознания к подсознанию, путь, начинающийся со смутных органических ощущений, где всплывают психические комплексы и механизмы, находящиеся в свободном состоянии, т.е. не подчинённые мозговому контролю, и ведущий в глубины физического подсознания.

Некоторые новейшие исследования нашли средства, позволяющие распознать этот процесс регрессии в том числе с позитивной точки зрения. Экспериментально вызванная местная анестезия позволяет проследить то, что происходит с психическими функциями, когда последовательно нейтрализуются слои мозговой коры, начиная от наиболее внешних и сформировавшихся относительно недавно, кончая расположенными в самой глубине и наиболее древними, вплоть до полной приостановки мозговой деятельности и перехода к симпатической системе, которая, как оказалось, также связана с некоторыми формами сознания. Первыми исчезают представления о пространстве, времени и причинности, то есть основополагающие для бодрствующего сознания представления, на которых строится его восприятие природы и образуются логические цепочки. По мере продвижения в более глубокие слои обычное ясное сознание «Я» затихает, пока не достигнет порога, за которым начинается деятельность бессознательных функций, непосредственно связанных с вегетативной жизнью. Именно здесь кончается «личность» и начинается область безличного, «природы».


Перевод Виктории Ванюшкиной

Продолжение следует
.

Оригинал статьи по адресу http://novchronic.ru/1464.htm