RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
18
декабря
 
 
 
Лица
 
Дата 08.05.2012 17:27 Вставить в блог Версия для печати

Александр Цветков: Острог и Межирич: интеллектуальный центр православной Литвы

Тема: ИСТОРИЯ
Острог, что на юге Ровенской области (историческая Волынь) - маленький, на пятнадцать тысяч человек, городок с большой историей. Добраться до него можно либо на маршрутке от областного центра, либо на поезде из Киева, если в Ровно вам не надо (правда, станция находится километрах в четырнадцати от города).

Острог, может быть, и не так целен, как, например, городки Галичины или Закарпатья, но вдумчивого посещения стоит однозначно - даже если время поездки по Украине у вас ограничено: в XVI столетии этот город Острог был настоящим центром православной жизни Литвы (Волынь некогда входила в состав Великого княжества Литовского). И мало какой город так хорошо передает чувство культурного и религиозного пограничья, каким была Литва историческая.


Владельцы города, князья Острожские, сделавшие городок своей резиденцией в XIV столетии - фамилия для Литвы необычная и знаковая. Потомки Рюриковичей и один из самых влиятельных литовских родов (после Радзивиллов, конечно), они до последнего оставались защитниками и лоббистами интересов православной церкви на Литве. Особенно прославился своей поддержкой православия киевский воевода Константин-Василий Острожский (1527-1608), которому пришлось делать это на фоне возрастающего влияния католицизма во время контрреформации и особенно после Люблинской унии 1569 года с Польской короной (а также на фоне затяжной войны с православной Москвой).

Именно при Константине-Василии Острог как культурный центр расцвел по-настоящему. Князь учреждает здесь славяно-греко-латинскую академию - "первое высшее учебное заведение восточно-славянского мира" (в Москве аналогичная школа появится только в конце XVII века). Мало того, с 1580 года здесь под княжеским патронатом начинает работать типография, где, к слову, нашел заказы эмигрировавший из Московского государства Иван Федоров. Здесь же годом позже была напечатана первая полная церковнославянская Библия. Но про все это и в Википедии можно найти. Пойдемте лучше по городу гулять.

Маршрутка от ж/д станции проходит мимо главной "изюминки" города - родового замка Острожских. Картина открывается путешественнику нетипичная - замковые башни, а за ними - пятиглавый собор. Собор, правда, - это лишь приблизительная копия оригинального здания, построенного в XV веке, заброшенного двумя столетиями позднее и к веку XIX обветшавшего настолько, что его решили попросту разобрать и выстроить заново в упрощенном виде (от средневекового собора осталась лишь часть стены). Во время этой "реконструкции со сносом" храм растерял большую часть своих архитектурных деталей - а ведь это была самая что ни на есть православная готика (как выглядел храм, построенный Острожскими, можно увидеть, например, на этом фото или на рисунке известного белорусско-литовского художника Наполеона Орды) .



Сколь-нибудь удачной фотографии самого собора у меня почему-то не вышло; внутрь я тоже не попал - на всякий случай, вблизи он выглядит так. А сам замок, даром, что сохранилось от него всего лишь две башни, весьма впечатляет.
"Круглая" башня. Магнатская крепость и козы - вот она, Волынь.

...дивно лапидарная "Вежа мурована", средневековая жилая башня-донжон с контрфорсами-корнями:

она же, со внутренней замковой площадки:

Внутри - музей, который стоит посещения хотя бы ради интерьеров:


Отдельного внимания стоит коллекция волынских православных икон - наивных и каких-то чрезвычайно человечно-"плотских" и витальных:


впервые вижу такое жизнерадостное изображение Страстей Христовых:

Спустившись с замковой горы, стоит не полениться и дойти-таки до Острожской академии. Впрочем, строго говоря, нынешняя академия, занявшая корпуса бывшего монастыря капуцинов, учреждение довольно молодое - свою историю оно ведет с 1994 года. Тем не менее, то ли дух места свое сделал, то ли сработали другие факторы - но сейчас заведение считается по украинским меркам далеко не последним. Местные об университете отзываются очень хорошо - он, по их словам, серьезно поднял город в постсоветский период.


Та же, первая Острожская академия прекратила существование в середине XVII века, не выдержав конкуренции с устроенным в городе иезуитским коллегиумом (об успехах иезуитов на ниве образования известно многим). Сам коллегиум, правда, не сохранился - и это большая потеря, ибо, судя по рисункам все того же Орды, был он роскошен.

Мы так и не увидели в городе Татарской башни и старой синагоги, поспешив в Межиричский монастырь, о котором чуть позже. Вот пока немного других острожских интересностей.

Луцкая башня городского кольца укреплений - сейчас музей книгопечатания с неплохой коллекцией инкунабул.

Дева Мария у городского костела, не слишком, впрочем, выразительного


И колонна, опять же, с изображением Богоматери.

Тем временем, двинемся наконец в Межирич - это примерно четыре километра от центра Острога. Там находится старинный Свято-Троицкий монастырь - настоящий must-see для любителей архитектуры этих мест. В отличие от собора на замковой горе монастырский храм в Межириче дошел до нас в виде, близком к первозданному - это замечательная смесь древнерусско-византийского пятиглавия и откровенно готических архитектурных элементов (вообще, "православная готика" встречается и в Беларуси, и в Румынии, но здесь, на Волыни, она приобрела, пожалуй, самые колоритные формы).

а вот и он:

украшенные кресты у дорог - дивная черта украинского запада

...по дороге в монастырь. Внезапно - старый водяной млын (мельница):

А вот и сама обитель. Его ансамбль в том виде, в каком он существует поныне, был сформирован уже в XVII веке. Собственно, изначально храм был не монастырским, а замковым. Обитель здесь сложилась позже, после того, как тут поселились монахи-францисканцы: сын Константина-Василия, Януш, в начале XVII века перешел-таки в католицизм (он, впрочем, стал последним из основной ветви Острожских; после него острожский майорат перешел по наследству боковой линии - роду Заславских).


Храм, кстати, по обыкновению этих неспокойных мест, прекрасно приспособлен к обороне - обратите внимание на многочисленные бойницы для ведения огня из мушкетов и даже, похоже, пушек.
Кроме того, вокруг монастырских стен в XVII веке была обустроена еще и внешняя линия обороны, частично сохранившаяся до наших дней.

Крепостные ворота внешнего вала:

а это вообще чрезвычайно редкая вещь - сохранившаяся печь XVII века. К слову, и ее можно отнести к линии обороны: во время осад она, как говорят, использовалась для варки смолы.

От Межирича дорога идет в сторону Кременца, куда мы и направились, впрочем, едва не застряв вечером в ожидании маршрутки или попутки на дальнем краю села. Но о Кременце - в следующей серии.


Обсуждение (высказываний: 0)   

Статьи на тему:
Женщина, развалившая империю...
Украина в суверенитете от истории
Нетипичный взгляд на Великую Отечественную войну
Состоялась онлайн конференция профессора МГУ Александра Ивановича Вдовина
Россия празднует 300-летний юбилей Ломоносова
За попытками подделать историю проследит комиссия

Историческая память: Newland.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2017 «Новые Хроники»