RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
мая
 
 
 
От редакции
 
Дата 10.04.2012 10:00 Вставить в блог Версия для печати

Промышленность и мануфактура (Ничего нового о промышленной революции)

Тема: ИСТОРИЯ
Автор: Егор Холмогоров
В чем отличие промышленного производства домашинного и машинного времени? Почему завод и фабрика _принципиально_ отличаются от мануфактуры? Почему собранные вместе под одной крышей 30 первоклассных мастеров ткачей - это НЕ ткацкая фабрика, а 2 станка и 6 рабочих у них - маленькая, но фабрика?

Дело в том, что при ремесленном и мануфактурном производстве продукт изготовляется _мастером_. Именно его знание о том как и что надо сделать, его навыки, являются главным нематериальным фактором производства. Нет знания в голове у мастера - нет продукта.

При машиной производстве - чем дальше тем больше - алгоритм производства заложен в структуру машины. Алгоритм работы машины и есть алгоритм производства. Рабочий - в отличие от ремесленника - это не мастер по изготовлению продукта, а мастер по оперированию машиной. Рабочий ткацкой фабрики не производит ткань, он _управляет_ ткацким станком. В идее конвейера это отчуждение рабочего от производимого им продукта доведено до предела. Рабочий - оператор конкретного инструмента или действия.

Ошибочно представление о том, что паровая машина и следовавшие за нею типы машин были, прежде всего, умножением сил, умножением мощностей в производстве. Это умножение мощности - начальный, но не конечный момент машинного производства. Усилители мощности существовали и до паровых машин. Но до машины они были лишь усилителями человеческих манипуляций. Лишь там, где мощь машины была соединена с относительно независмым от человека алгоритмом действий - там появилось машинное производство, состоящее в том, что машина сама стала производителем конечного продукта, а человек - лишь ее оператором. Промышленный переворот состоял в том, что трудящийся перестал быть производителем продукта. Он стал оператором механизма. Его нанимают не _произвести_ вещь, а _выполнить операцию_. Подлинным производителем является машина, а через ее посредство - архитектор производства, промышленник.

Понятно, что в деятельности рабочего могут быть элементы ремесленничества. Иван Иваныч может быть виртуозом токарного станка или гением-фрезеровщиком. И тогда его зовут Мастер. Но... это - привходящий элемент в деятельности рабочего, в каком-то смысле - свидетельство незавершенности промышленного переворота, остаток благородной и непрактичной архаики. Не случайно таких рабочих-мастеров очень любили и на личном и на системном уровне в Советском Союзе. Они прикрывали своим мастерством системные ошибки, просчеты в планировании, низкую квалификацию большинства рабочих, низкое качество оборудования. Как колхоз был поместьем, силившимся изображать из себя ферму, так и советский завод, зачастую, был мануфактурой, изображавшей из себя Детройт.

Так или иначе, если _знание как сделать вещь_ (настоящую вещь, чтоб работала и без дураков) не заложено в машине, а заключено в человеке, то перед нами мануфактурная и ремесленная архаика. Впрочем, архаика, которая сегодня возвращается в некоторых "креативных" отраслях постиндустриального производства, где тепло рук мастера и индивидуальность стежка имеют значение.

Кстати, тот факт, что с промышленным переворотом вещь запрограммирована именно в машине, а не в навыке мастера, и создает настоящий пролетариат. Настоящий капитализм не был бы возможен без значительного превышения предложения на рынке труда над спросом. До тех пор, пока на рынке труда продавалось умение сделать вещь, такого превышения достичь было невозможно. Квалифицированных мастеров на рынке было по любому немного и не может быть много. А вот пролетариев, которым необходимо знать только последовательность операций с машиной, совершенно не постигая ее внутреннего алгоритма работы и того пути, который приводит к появлению конечного продукта, - их можно наштамповать бессчетно. Промышленная революция была эпохой не повышения, а снижения квалификации рабочих.

В этом, кстати, была ошибка революционной теории марксизма. Решительно непонятно - каким образом мог бы стать авангардом и гегемоном общественный класс своеобразие которого по сравнению с ремесленниками прошлого состоит в _непонимании_ им того заложенного в машине алгоритма, который порождает из начального сырья конечный продукт. Разумеется марксизм мог стать реально революционным учением только с появлением Ленинского учения о _партии_ - то есть социальной машине, которая сконструирована неким внешним инженером, заложившим в нее свои конечные цели, в то время как пролетариат является в лучшем случае _обслуживающим персоналом_ этой машины, то есть находится на единственном возможном для себя месте.


Обсуждение (высказываний: 0)   

Статьи на тему:
Фотографии времён Второй Мировой Войны.
150-летию отмены крепостного права празднуется в Санкт-Петербурге
В кладе Нарышкиных обнаружены уникальные вещи
Санкт-Петербург. 14 декабря. 1825/2012
Сталинград в мае 1945 г. на цветных фотографиях
Старой Руссе тысяча лет

Историческая память: МаркетГид:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»