RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
24
апреля
 
 
 
От редакции
 
Дата 22.02.2012 15:11 Вставить в блог Версия для печати

Языческий ли праздник - Масленица?

Тема: РЕЛИГИЯ
Автор: Юлия Андреева
Стоит забить в поисковике слово «масленица», как тут же посыплется ворох ссылок, начинающихся фразой «масленица - древний языческий праздник…» Так ли это? Если масленица – языческий праздник, значит праздновать его должны исключительно язычники. Однако мы знаем, что этим словом называется седмица, предшествующая Великому Посту. Масленичная неделя завершается Прощеным воскресеньем, которое является логическим завершением всех обрядов, связанных с этим праздником. Так ли противоречат народные обряды, связанные с этой неделей, христианской сути этого праздника?
На мой взгляд, Православие – это единственная религия, которая органично вбирает в себя любую народную культуру. Православные эфиопы во время Литургии могут приплясывать, православные японцы могут придти в храм в кимоно. Никого это не смущает. Но в то же время народные традиции не являются непременным атрибутом православного человека. Просто они позволяют человеку спокойно идентифицировать себя частью своего народа, и, в то же время, ощущать себя частью Церкви Христовой. Одно другому не противоречит ни в коей мере. Да, «во Христе нет ни эллина, ни иудея», но это не отменяет национальности того, кто обратился к Христу.

Поэтому в разных странах православные праздники могут сопровождаться дополнительными, народными традициями, которые просто придают празднику национальный колорит.
Многие находят параллели с языческими обрядами и символами и упрекают нас в следовании языческим традициям. Якобы блины на Масленицу – это языческий пережиток. Применительно к этому хочется вспомнить замечательную фразу русского искусствоведа Николая Третьякова, который говорил, что «нет вещи без образа». То есть все явления в этом мире имеют свой внутренний, духовный смысл. И важно то, какой смысл мы вкладываем в это. Например, нимбы на изображениях людей появились задолго до нашей эры. Однако никому не приходит в голову назвать это пережитком язычества на иконе. Потому что это только прием, заимствованный христианским искусством для обозначения духовных истин.
Ни в коей мере не призывая поголовно обрядиться в сарафаны и пуститься в пляс на Масленицу, я всего лишь хочу сказать слово в защиту народных обрядов, связанных с этим праздником. Моя университетская преподавательница по этнологии говорила, что в советское время их просто заставляли все, что связано с народной традицией трактовать с точки зрения язычества. Поэтому в головах многих утвердилась мысль, что все, что фольклор – суть язычество. По сути это идеологический маневр, направленный на вытравливание всего национального, родного, родового. Ведь русский народ должен был стать вязанкой дров на костре всемирной революции. Раз это языческие пережитки, значит это все какие-то древние глупости, которые пора забыть и изжить. Православие же никогда не боролось с проявлением народных традиций, если только, конечно, они находились в рамках приличий и не противоречили нормам морали. Поэтому многие древние традиции после христианизации русского народа просто получили новое звучание, новую трактовку, вышли на более высокий духовный уровень.

Взять, например, масленичную забаву взятия снежной крепости. Разве это не иллюстрация к слову Писания о том, что "Царство Божие силою берется, и употребляющие усилия восхищают его"(Мф. 11, 12)? Да, примитивное, да простодушное, но ведь мало кто из народа заканчивал духовные академии. Наглядность, доступность, образность, притчевость изложения вероучительных истин– разве это не характерно для христианства?

Практически все масленичные забавы так или иначе показывают борьбу, символизируют пограничные ситуации – между жизнью и смертью, между добром и злом. Недаром ту же самую снежную крепость ставили зачастую посреди реки, а в центре ее делали прорубь. Это было еще одним символом того, что духовный путь тяжел и опасен. Взявший приступом снежную крепость, ворвавшись в нее, рисковал оказаться в ледяной проруби, если, в упоении от победы, забывал об осторожности. Так и в духовной жизни, гордыня зачастую лишает нас всех побед на духовном поприще.

Если рассмотреть символику забавы с доставанием петуха с высокого столба, то здесь тоже можно обнаружить немало интересного. Ну, кажется, что тут может быть христианского? Гладкий столб, на самом верху которого стоит клетка с петухом. Достать птицу обычно получается только у того смельчака, который снимет с себя одежду и, за счет лучшего сцепления тела с гладкой поверхность столба в сочетании с недюжинной физической силой, достигнет вершины. Если мы обратимся к христианской символике, то увидим, что петух в ней является символом рая и покаяния. В Евангелии: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал»(Лк.22,61-62). Покаяния – в воспоминание евангельского эпизода с апостолом Петром, рая – как наиболее красивая птица для наших северных широт. Ну нет у нас павлинов! Таким образом, человек, стремящийся по вертикали к символу рая и покаяния, разве не знаменует собой зримый образ всего великопостного делания? Как он может исполнить этот замысел? Только сняв с себя одежды ветхие, которые являются символом греха. Есть даже такое выражение – «совлечь Ветхого Адама», что означает иносказательно: нравственно переродиться, сбросить с себя, как сбрасывают ветхую одежду, былые привычки, пороки и т. д., обратиться к новой, нравственной жизни. Великий Пост самое подходящее время для того, чтобы заняться нравственным перерождением.

Даже круглые блины, которые когда-то были языческой обрядовой пищей, гармонично вписались в символику христианского праздника. Ведь круг – это символ вечности. А на сырной седмице вспоминаются все родственники, как живущие, так и ушедшие в мир иной. На нелегкую стезю духовной брани нужно вступать с чистым сердцем, примирившись со всеми, в том числе и с теми, кто уже находится в вечности. Заказать панихиду, подать записку, вспомнить близких за домашней трапезой.

Мы сейчас уже не помним духовного смысла многих явлений, связанных с народной культурой. Не можем расшифровать сложные орнаменты традиционной вышивки, ажурную вязь деревянной резьбы. Но разве это является аргументом для того, чтобы отказаться от многовекового багажа народных традиций? Объявить пережитками язычества, клюквой, квасным патриотизмом. Мы все такие продвинутые, космополиты, жители мегаполисов. Нужна ли нам эта связь поколений?

Любое дело, даже самое доброе, порой можно превратить в полнейшее бесчинство. Не последнюю роль в этом играет употребление алкоголя.Средний, царский путь - не впадать ни в какую крайность.


Обсуждение (высказываний: 6)   

Статьи на тему:
7 апреля - Благовещение девы Марии
Дело забайкальских иеговистов передано в суд
Отпевание почившего патриарха Алексия II началось
Пастор с биографией
Папа Римский Франциск впервые обратился к верующим с проповедью
Восстановление Иверского монастыря

Историческая память: Newland.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2018 «Новые Хроники»