RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
19
мая
 
 
 
Лица
 
Дата 22.06.2007 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Эмин Калантаров: Самобытность культуры

Тема: ОБЩЕСТВО
Эмин КалантаровПару дней назад довелось побывать на Валдае. Красивые картинки и вздохи по русской природе с трепетом оставляю другим. Благо недостатка в природе у нас, слава Богу, пока нет. Чуть позже покажу вам картинку другого характера. Ну, а пока…

Тенденция роста публикаций по поводу восстановлению знаменитой уваровской триады не просто радует, а наполняет смыслом очень многое из того, что уже сделано. Самодержавие. Народность. Православие? Сегодняшняя российская бытность уже почувствовала вкус стабильного развития и послевкусие нано политтехнологий. Все чаще слышно о новых «Россиях». И все полнее выглядят выяснения природы русскости. А в Валдае, в частности, Введенская церковь, расположенная на главной площади города – употреблена под склад бананов. Про бананы – для образности. Рассматривать содержимое ящиков и коробок было невозможно. Но, согласитесь, странно видеть здание, которое отчасти формирует Тело Христово, набитое коробками с фруктами или овощами. Символично до дрожи в руках.

Про дрожь – абсолютно серьезно. Это к очередным «репликам из зала» про купленных прогосударственных журналистов и проч. Зачем кого-то покупать, когда и так действия «хозяина церкви»(?), ну…или как еще назвать «бананового гуру» вызывают плотное и очень конкретное чувство бешенства. Про то, что РПЦ к этой церкви, к сожалению, не имеет никакого отношения и лишь бессильно бьется о воображаемую, но пока не преодолимую стену, думается, уже все догадались.

И вот глядя на этот, извините, срам, яснее чувствуешь, что мы не просто забыли о своей культуре. Мы не просто швырнули ее себе под ноги, чтобы ходить стало удобнее. Мы не формируем и не развиваем ее, но разбавляем дурным коктейлем из сект, бла-бла потребленчества, дикой порции равнодушия и разнообразными арт-шоу, позволяющими оскорблять Веру, под прикрытием слов о правах и свободах.

Неуютно чувствуешь себя, когда художник считает нормальным выразить свою свободу за счет твоей. Хотя несерьезно это, правда? Хороший художник творит. Плохой – устраивает похабные шоу и гордится своей «непокобелимой позицией». Именно здесь хочется все мерить категориями черного и белого цветов. Возможно, это вопрос морали и нравственности по принципу «не хочешь – не смотри». Возможно. Но ковбойская формула: «я могу мусорить на улице, ведь я плачу налоги» чуть внедрившись, сразу приобрела в массовом сознании форму индульгенции (в стереотипном ее понимании) от ответственности и заслонила очень многие необходимые нам элементы исторической памяти. Ведь между употреблением в пищу свинины и оскорблением образа матери есть определенная разница.

И уж совсем странно в этом свете выглядят российские ультраправые, на многих форумах кричащие о необходимости восстановить «национальную русскую веру - язычество». Объяснять, что русская культура формируется уже на протяжении тысячи лет без язычества – пошло. А буратинам все равно всего не объяснишь. Кому нужно язычество – тот идет в лес и сидит, строгает тотемы. После получения разрешения на порчу лесного хозяйства.

С другой стороны, что мы все о культуре, да о культуре. Мифология нового времени уже соорудила пару стойких сказок, на которые ничего не стоит среагировать. Это до 1917 года в стране можно было говорить об интеллигенции, а не образованщине. Сегодня же Павел Данилин, шеф-редактор Kreml.org прямо говорит, что для него интеллигенция – совсем не комплимент. К сожалению, вынужден с этим согласиться. Хотя термин «интеллектуальных элит» я бы все-таки оставил.

И к одной из сказок нового времени стоило бы добавить разговоры о причинах русской самобытности. Да, самобытность есть. Исторический путь развития есть. Но русская культура – это не только заслуга Пушкина, Достоевского, Чайковского, Чехова или Брюсова с Рахманиновым.

Мне, почему-то кажется, что самобытность культуры не является особой заслугой носителя этой культуры. Пусть даже в русской культуре один человек может являться целым культурным центром. Хотя куда уж тут без истерики по поводу недооцененности собственной самобытности. Только вот истерические всхлипывания по этому поводу не более чем попытка самоопределения через противопоставление себя чужим культурам в принципе. Не нужно противопоставления. Экспортная агрессия ничего не прибавит. Только внутренняя работа способна дать положительные результаты. Да и самобытность определяется слишком большим набором свойств каждого момента исторической памяти народа. Тут и состав территории, и политические интересы, и экономическая обоснованность тех или иных шагов и решений, и много чего еще.

Другое дело носитель культуры. Верное онтологическое понимание гражданина как «переносчика» культурного наследия включает в себя и понимание ответственности за это наследие. Ответственности в виде сохранения или хотя бы бережного отношения. Лубок, так непереносимый современным мне обществом, не является злом или архаизмом в пику бытовому модернизму. Это, прежде всего, историческая память и составляющая часть, в том числе и современной русской культуры.

Мне вот не встречались люди, которым нравится отношение европейцев к русским, как к людям, которые живут в районе северного полюса и пьяными водят на Красной площади под балалаечные соло хороводы с медведями. А, тем не менее, этот миф существовал довольно долго и кое-где существует и сейчас. Можно его считать результатом внешней политики Союза, а можно – результатом отношения к собственной культуре. Однако это тоже вопрос ответственности. Так стоит ли говорить о Введенской церкви, как об иконе недавней эпохи? Возможно. Но стоит ли отреставрировать церковь и передать ее Церкви, в свете эпохи грядущей? Скорее - необходимо.

Эмин Калантаров

Обсуждение (высказываний: 34)   

Статьи на тему:
Северо-Запад ожидает ледяной дождь
"Век бы Москвы не видеть"
На западе Москвы задержали людоеда
В РФ наградили «Героев нашего времени»
Жители испанской деревушки выиграли в лотерею 2,5 млрд евро
Православные провели пикет против гей-олимпиады в Москве

Историческая память: Newland.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»