RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
16
июля
 
 
 
Лица
 
Дата 28.06.2011 07:28 Вставить в блог Версия для печати

Дарья Митина: Вокруг запретной, греховной страсти

Тема: КИНО
В наше время постмодерна зритель настолько остофигел от выдаваемых за кино хоум-видео, снятых дрожащей камерой, что любой приличный костюмный фильм про "те времена", любой мало-мальски смотрибельный байопик обречен на успех. Ну уж если не у зрителя, - зритель смотрит "трансформеров", а не байопики, - то у критики гарантированно. Австрийско-немецкий фильм Кристофа Штарка "Табу. Душе не место на Земле" - именно такой добротный костюмный фильм, сочетающий в себе достоинства и недостатки различных жанров - тут и от байопика, и от исторического фильма, и от психологической драмы, и софт-порно, и даже не софт-, в общем, всего понемножку.



Причудливое название ленты - это строчка из стихотворения австрийского поэта начала прошлого столетия Георга Тракля, и если рядовой российский зритель вряд ли что-то о нем знает, то для австрияка или немца это подлинный поэтический классик, проживший, как и наш российский классик первого ряда, всего 27 лет. Наивно было бы предполагать, что в центре картины муки творчества или судьба литературного наследия поэта. Из нынешних биографических фильмов мы всегда узнаем, с кем и как спал писатель (поэт, музыкант, художник), какие имел анатомические особенности и вредные привычки, какие детские травмы повлияли на его шаткую психику (подростковый энурез, нелюбовь родителей, раннее растление), как свел счеты с жизнью (известно, что великие в своих постелях не умирают). Законы сегодняшнего кинопроката таковы, что если твоя фамилия не Ханеке и не фон Триер, кассу собрать можно лишь вплетя в ткань киноповествования либо тему педофилии, либо инцеста. Натуралистические сексуальные сцены оставляют ощущение некоторой избыточности:), но в художественном отношении придраться действительно не к чему:).

Итак, об инцесте:). Сюжет фильма строится вокруг запретной, греховной связи Тракля с родной сестрой Гретой - в их случае это не проявление безответственной распущенности, а глубокая, испепеляющая страсть двух людей, считающих себя единым целым. Но если со стороны Греты (Пери Баумайстер) это любовь жертвенная, альтруистическая, то Тракль (Ларс Айдингер) выглядит в фильме законченным эгоистом и вообще личностью премерзкой - сумасбродный кокаинист, доведший себя пагубными страстями до несовместимых с жизнью хворей и распада личности, слабохарактерный лузер-неудачник, весь фильм вымучивающий тонюсенький поэтический сборник, который бы без помощи и участия Греты никогда бы не увидел свет, агрессивный, закомплексованный и жалкий социопат. Весь фильм не покидает ощущение, что где-то "дурят нашего брата", потому что такое отталкивающее чудовище в принципе полюбить невозможно, а у реального Тракля, помимо беззаветно любящей женщины, был широкий круг читателей и поклонников, целая плеяда талантливых друзей (с тем же Оскаром Кокошкой, вопреки версии режиссера, Тракль сблизился отнюдь не на почве болтовни о подлой женской сущности).

Разумеется, ничего не говорится в фильме и о том, что Тракль героически воевал в Первую мировую, ухаживал за ранеными поляками в госпитале и о других малозначащих, с точки зрения авторов, деталях. По версии режиссера, и Георг, и Грета (бывшая, кстати, в последние годы своей короткой жизни женой композитора Брукнера) покончили с собой, хотя в случае Тракля вернее было бы употребить выражение "погиб от передоза".

Рекомендуется смотреть: признанным и непризнанным гениям, людям, переживающим депрессию и расстройства личности различной природы (в том числе алкогольной и наркотической), любителям немецкой порнографии, немецкой поэзии, Blut und Boden и Volksgeist`а.

Не рекомендуется смотреть: поклонникам консервативных ценностей, большой патриархальной семьи и аллеманофобам.



Да простят меня Алла Гербер и все сотрудники фонда "Холокост", но на означенную тему столько всего уже снято, что практически любой новый фильм будет оставлять ощущение вторичности. Исчерпав тему преступления немцев перед евреями (тут сколько-нибудь отличных друг от друга трактовок быть не может), европейские кинематографисты взялись за тему куда более болезненную и взрывоопасную - коллаборационизм, пособничество соотечественников нацистам в "окончательном решении еврейского вопроса", взаимоотношения евреев с титульным населением. Вспоминается единственный по-настоящему удачный фильм нелюбимого мною режиссера Дмитрия Астрахана "Из ада в ад", где пережившие немецкий ад евреи возвращаются в родную Польшу и начинается второй круг ада, уже польский. В фильме Розелин Бош "Облава", рисующем масштабную картину парижского гетто и мытарств людей с желтыми звездами на одежде между концлагерями, немцев вообще практически не видно - какие-то силуэты, ходульные фигуры на заднем плане. Весь набор присущих Катастрофе ужасов исходит от родных соотечественников, начиная от вишистских предателей и заканчивая последним лагерным охранником с французским именем и фамилией. Справедливо ли в данном случае смещены акценты, трудно сказать.

В отличие от многих лент на трагическую тему, "Облава", да простят меня её создатели, не цепляет:( - фильм кажется неоправданно приглаженным и слащавым. Глядя на румяных, кровь с молоком детей в безупречно белых рубашечках (это в концлагере-то), доброго коменданта лагеря, периодически треплющего детишек по щечкам и угощающего их яблоками, еле сдерживаешься, чтобы не закричать "Не верю!"(с). Самые симпатичные детишки, разумеется выживут - либо сбегут сами, либо лохи-фашисты их потеряют по дороге, а главное, авторы не допускают и появления такой нелепой мысли, что именно с этими детьми что-то может в принципе случиться. О страшной участи большинства узников мы узнаем только из финальной сцены, а до этого наивные персонажи не верили в то, что билет им выписан только в один конец, и, похоже, это неверие передалось от героев картины к её создателям, добавляя приторной сиропности-карамельности. Ситуацию не спасает даже звездный состав исполнителей - Жан Рено, Мелани Лоран, Гад Эльмалех, разумеется, способствуют картине "многим к украшенью", но от этого она не перестает быть проходной, не становится кинематографическим событием.


Обсуждение (высказываний: 0)   

Статьи на тему:
«Золотая пальмовая ветвь» нашла своих обладателей
Аватар. Эмпатия
"Президент Линкольн: охотник на вампиров"
"Седьмой сын": извечная борьба со злом
О фильме "Географ глобус пропил"
2morrow

Русский Обозреватель: МаркетГид:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»