RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
22
ноября
 
 
 
Лица
 
Дата 07.06.2011 15:41 Вставить в блог Версия для печати

Диомид Яковин: О свободе воли, или почему Христос благословляет вино

Тема: РЕЛИГИЯ
Мне тут пришла в голову интересная загадка богословского плана.

Вот смотрите.

- Бог создал ангелов - и, пользуясь свободой воли, часть из них отпала от Бога, а часть осталась с Ним.

- Бог создал Адама и Еву - и те, пользуясь свободой воли, также пали (пусть и неокончательно, как демоны, но в данном случае неважно). Хотя могли остаться с Богом.

Что важно - и ангелы, и Адам с Евой, имели выбор такого плана: они изначально были с Богом, и могли остаться с Ним или отказаться от Него. Но совершенно иная ситуация с нами, потомками Адама. Мы изначально рождаемся вдали от Бога, по сути - в аду. Здесь я не имею в виду, что и земная жизнь для многих несчастных здесь людей подобна аду. Я имею в виду "местоположение души" при рождении.

То есть, если Адам мог выразить свою волю, совершить выбор "с Богом или против Бога" путем просто пары слов, то наш вариант куда проблемнее. Представьте себе, что вы скажете "я хочу быть с Богом!". И что? А ничего. Пустое сотрясание воздуха. Даже ваше искреннее желание быть с Богом на практике ничего не значит - чтобы достичь Рая, вам необходимо трудиться всю жизнь, вкладывая всю вашу волю. Молиться, поститься, совершать поступки вопреки личным бытовым интересам и желаниям, и тд и тп.

Мы, люди, зачастую воспринимаем эту ситуацию как естественную. Но она, разумеется, совершенно противоестественна. Я бы даже сказал, эта ситуация уникальна своей противоестественностью. Представьте себе страну, в которой каждый человек после рождения оказывается бы в тюрьме. И лишь через много лет, при условии непрерывного честного труда в тюрьме, некоторые самые упорные получают право жить на свободе. Как бы в награду, ага. А ведь это именно та ситуация, в которой мы оказываемся!

Представьте себе, что некий Вася, выразив однажды желание быть с Богом, больше не сделал никаких специальных усилий в этом направлении (равно как и в противоположном). Просто жил. Где он окажется после смерти? В аду! Но ведь он ничего не делал, правильно? Грубо говоря, он не сдвинулся с точки старта - стало быть, где эта точка старта находится? В аду.

Другой пример. Самым страшным грехом в христианстве считается самоубийство. Почему? Ведь убивая себя, человек (по крайней мере одинокий) не наносит никому вреда. В том числе и себе - он лишь прекращает жизнь своего тела, которому все равно умирать. Но - самый страшный грех. Причина понятна - грех не в самом самоубийстве, а в отказе от шанса приблизиться к Богу, от трудов с этой целью в течение жизни. Причем в отказе таком, когда передумать уже не сможешь.
Это опять таки показывает, в какой точке "духовной шкалы" мы рождаемся - мы рождаемся в аду. Самоубийца не "наказывается адом" за свое деяние, он своим деянием лишь "по-быстрому" фиксирует себя в аду. Вот в чем его "грех". Собственно, это и не грех даже, как видите - ибо здесь совершается не преступление, а выбор.

Стоит еще добавить, что мы не просто рождаемся в аду, мы еще и изначально подвержены влиянию бесов. То есть, помимо необходимости выкарабкаться из ада, нам еще и подножки ставят в процессе.

Сравните эти условия, в которых мы вынуждены рождаться - с условиями, в которых создан Адам. И неизбежно возникнет вопрос - почему? Или даже громче - ПОЧЕМУ?!

Ответ "потому что мы произошли от Адама и унаследовали его падшую природу" здесь не годится. Почему мы унаследовали падшую природу от Адама, если мы его потомки, это вполне понятно. Было бы странно, если бы от Адама с его мертвой душой (см) рождались люди с неповрежденной природой.

Еще пример. Представьте себе картину - Бог сначала создал Денницу. А потом, когда Денница пал, произвел от него прочих ангелов. Нет, понимаю, что это чисто <s>математически</s> богословски невозможно - но нарочно привожу такой пример, для лучшего понимания своих слов. Каждый ангелу был сотворен отдельно, и каждый выбирал сам за себя, где ему быть - с Богом или в аду.

И с человеком поначалу было так - но так повезло только первым двум. За остальные несколько миллиардов "место" рождения выбрали эти двое - причем, не утруждая себя долгими размышлениями.

Эта ситуация, повторюсь, крайне странна. Не менее странно и ее продолжение. Насколько я читал, Адам надеялся, что Бог пошлет спасителя его роду вскоре. Он надеялся, что это будет первый же сын, Авель. Но Авель спасителем не стал, а следом родился и вовсе неприятный товарищ, Каин. И далее - тысячи лет человеческой истории, миллионы рожденных в аду. Почему?

Самый простой вопрос тут: зачем Бог вообще дал детей Адаму? Если он пал, то и (уж извините) фиг с ним. Зачем мучить многие поколения его потомков? Почему бы не:

- сотворить новых Адама и Еву (если люди одни в материальной вселенной).

- вообще "забыть" про этот род, если таковых родов во вселенной множество. Пусть люди, должные родится от Адама, родятся на другой планете от кого-нить другого.

- сначала спасти Адама и Еву, выведя их души из ада - и лишь затем дать им потомство.

Здесь возникают два очень серьезных вопроса:

1. Нужна очень веская причина, чтобы Богу пришлось (!) создавать в духовном аду, в падшем земном мире, миллиарды людей. Какова эта причина?

2. Согласно общему мнению Церкви, включая и прямые слова Христа в Евангелии, спасутся лишь немногие. Меньшинство. Это означает, что миллиарды личностей созданы Богом лишь для того, чтобы пойти в ад! Как это можно допустить, чисто теоретически?

———————

Начнем со второго вопроса. Если мы опять вернемся к примеру ангелов, то так как часть их пала, то кажется, что можно было б сказать, что мол "Бог создал их для ада". Однако, это будет неверно - Бог все же создал их для жизни. А вечную смерть они выбрали сами и добровольно.

С людьми же не так. Разве не говорит Церковь, вполне ясно, устами множества святых - что спасение требует больших и неустанных усилий? Но это уже к свободе воли не имеет никакого отношения. В ад пойдут, в абсолютном большинстве случаев, вовсе не "избравшие ад". В ад пойдут никогда туда не стремившиеся, в том числе и многие христиане. Просто они плохо старались. И совершенно не верящие в ад и считающие его выдумкой атеисты. И наконец те, кто про сам рай и слыхом не слыхивал - например, ответственный товарищ Понтий Пилат. Который мог предполагать лишь существование царства Аида, то есть обязательного для всех ада. Но никак не рая. Каково?

Пара примеров в тему.

- Представьте, некий искренний христианин был просто ленив. Все его желания были направлены к Богу, но силы воли следовать заповедям и молиться не хватало. Смог бы конечно, Бог никому не дает труда не по силам - но лень было. Лень - это конечно очень плохо. Но вечные мучения - за лень?!

- Еще вспомните евангельского богача - который мучается от жажды в аду. Не сказано, что он был негодяем, правда? Он слишком хорошо жил на земле, и он не заботился ни о своей душе, ни о страдающих рядом ближних. Это разумеется плохо. Но вечные мучения за это?

- Мытарства. На каждом "уровне" душа человека проверяется на определенный вид греха. Представьте себе, что некий человек всем хорош и добрый христианин, но был большим любителем выпить. Он не пройдет это мытарство. И окажется в аду? Да.

Общепринятая точка зрения такова (и пример с грехом самоубийства тому подтверждение), что по окончании земной жизни человек уже не может покаяться (то есть, измениться). Он как бы "фотографируется" в момент смерти - и уж какой есть, таким и будет всю последующую вечность. Душа меняется, растет духовно только здесь, на земле. А там, в мире загробном - только получает по заслугам.

С другой стороны, также общепринято считать, что с людей спросится по-разному, в зависимости от условий их жизни на земле. Вполне очевидно, что эти два взгляда противоречат друг другу.

Далее. Известная проблема с язычниками. Римляне, греки, самаритяне, африканские негры и астралийские аборигены... Они не веровали в истинного Бога и в том их вины нет. Если они будут спасены - то зачем тогда христианство? Если можно спасти человека и без него? А если нельзя - неужели миллионы и миллионы людей будут вечно находиться в аду лишь потому, что слишком рано родились? И что значит "родились" - да, их родили люди, но их ведь создал Бог! Специально на вечную смерть? Без малейшего шанса спастись? Совершенно невозможная вещь. Если же они буду спасены - то повторю, зачем христианство? Почему мы должны поститься и молиться, зачем нам причащаться, если миллионы язычников спасутся "просто так"? Зачем умирали христианские мученики на аренах Рима, если смотревшие на них с трибун спасутся не хуже?

————————————

Мой скромный личный вывод, исходя из размышлений над всем этим:

1. Неким образом все последующие поколения людей изначально были "заключены в Адаме". Точнее, не лично в Адаме - а его природе, в его роде. Как - понятия не имею. Но идея такова, что создав Адама - Бог создал сразу всех, и именно как его потомков, как некую часть Адама. "Перенести" будущих потомков его на другой род, на некоего заново созданного человека - было уже невозможно. Кстати, недаром Господь создает Еву именно из Адама, а не отдельно. Она - тоже часть будущего потомства, которым, простите, "заряжен" Адам.

(Это не значит, что мы все согрешили вместе с Адамом - уверен, перед поеданием запретного плода он ни с кем, кроме Евы, не советовался, ни с каким коллективным разумом человечества :) Как и мы, когда грешим, не советуемся мысленно со своими потомками).

Из этого напрямую следует, что человечество - не просто совокупность всех однажды рожденных людей, а некое целое. (Кстати, с изначально заданным общим числом личностей). Причем это целое связано вертикально - родством от предков к потомкам. То есть, умирая на арене, христианские мученики Рима спасали не только себя - но и своих языческих предков. А предки в свою очередь, своей жизнью тоже задавали какой-то ход истории, необходимый для появления в мире однажды Спасителя.

Вопрос, почему Бог не спас Адама до рождения им потомков, получает некоторое объяснение. От Адама требовалось ответное действие - а для него это было невозможно. Потребовалось многовековое усилие человечества в целом (или по крайней мере некоторой цепочки людей, целого рода, вплоть до Богородицы).

Также, возможен и другой вариант ответа. Адам должен был умереть и пройти ад, чтобы быть спасенным. Но если бы он умер, не дав прежде всех "заложенных" в нем миллиардов потомков, то этих потомков пришлось бы спасти вместе с Адамом. Еще заключенных в нем, нерожденных. Но их природа была повреждена одновременно (!) с Адамовой - а вот искупления земной жизнью, личных стремлением к Богу, они не принесли. Таким образом: а) Адама вероятно не удалось бы спасти, так как его природа содержала в себе миллиарды падших, а искупил свою судьбу земной жизнью лишь он один. б) Даже если бы Адама удалось спасти, все его потомство осталось бы падшим! И родившись в новом Раю, каждый из миллиарда потомков Адама повторял бы его судьбу. Миллиарды "первых грехопадений" - дурная картина, правда?

Аналогично очевиден теперь ответ на вопрос, почему Бог создает людей для тяжкой участи в падшем мире. Адам - не просто один человек, Адам - своего рода матрешка. На шестой день Бог создал НЕ ЧЕЛОВЕКА, а ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Повторяю - не случайно Ева "добывается из Адама", а не создается параллельно из земли, как сам Адам. После греха Адама Богу "деваться было уже некуда" - грубо говоря, если вы прострелите из пистолета матрешку, повреждены будут все вложенные в нее фигурки.

2. Понятно, как могут быть спасены язычники или просто не прошедшие мытарства люди. Спасается род целиком (если даже не человечество целиком). Примерно, как если вытягивать веревку из воды - если вы вытащите один конец, неизбежно за ним потянется и вся веревка.

Та самая причина, по которой мы сейчас страдаем из-за несовершенного нами греха Адама - она же и вытащит нас из ада вместе с Адамом, даже если наших личных заслуг недостаточно. Адам потянул нас в ад, как веревкой, всех своих потомков. И точно также, нас тянет из ада Христос - на одной веревке с Адамом висим и мы. А не будь веревки этой - мы бы рождались в раю, камрады.

Сказанное разумеется не отменяет свободы воли - кто захочет остаться в аду, тот останется. Ворота ада заперты изнутри, и это действительно так, как видите.

3. Про справедливость.

Есть ли смысл стараться в этой жизни, в таком случае? Раз уж из ада мы все равно сможем выйти (в итоге), если захотим?Смысл есть, и справедливость здесь наличествует.

Да, христиане, в отличие от древних язычников, вынуждены соблюдать множество "неудобных" заповедей и ограничений. Вынуждены стараться расти духовно, чего совершенно не требовалось от язычников и даже от древних иудеев. (Не говоря уже о мучениках христианских). Но зато христиане имеют возможность, при должных усилиях здесь, вообще не увидеть ада. Я конечно не в курсе деталей, но полагаю, эта возможность дорогого стоит. В отличие от древних, христиане имеют возможность, путем крещения и причастия, еще на земле переместить свою душу вверх, в рай. И после смерти ад уже не будет властен над ними.

В этом смысле, очень характерны заповеди Ветхого завета - они очень конкретны, в них нет места росту души, там только соблюдение буквы. Потому что и смысла тогда не было - если человеку тогдашнему не дано было избежать ада, то и "набор требований" к нему минимален. Зачем понапрасну утежелять ему ношу?

——————————————————

И наконец про вино и еще про одну загадку. Загадка вина мучила меня очень давно, и я голову сломал в поисках ответа. Кто не в курсе, кратко излагаю:

Христианство (равно как и Ветхий завет) прямо и недвусмысленно благословляет вино. Лишь несколько "продуктов питания" заслужили упоминания в Евангелии, среди них хлеб, соль и вино Христом благословлены особо и отчетливо. Например, про соль сказано "добрая вещь". Но с вином ситуация особая.

Во-первых, вино это не просто продукт питания. Это спорная вещь, о пользе или вреде которого идут споры давно. А вот скажем, сторонники "Концепции общественной безопасности" и вовсе считают вино наркотиком, причем вред его делают чуть ли не метафизическим...

Во-вторых, вино запрещено в мусульманстве. И это очень странно. Отчетливое благословение вина Христом - и столь же отчетливый запрет вина Магометом. Если учесть, что Церковь согласна с мусульманами - текст Корана не выдуман Магометом, разница лишь в отношении к тому духу, который диктовал Магомету Коран. Наводит на размышления.

И в-третьих, Христос не просто благословил вино (скажем, для употребления в умеренных дозах за обедом). Он сотворил вино на свадьбе, когда людям не хватило запасенного! Надо думать, для свадьбы запасли немало - но хотелось еще вина. И Христос сотворил им - причем не в ответ на просьбу, а Сам. Далее, именно из вина было приготовлено первое причастие.

Почему Бог особо благословляет вино - напиток безусловно мешающий трезво думать, а в больших количествах еще и несомненно вредный? И почему к вину отрицательно относится дух-автор Корана, при том, что он не запрещает, скажем, наркотики?

Исходя из вышеописанного, ответ напрашивается сам собой. "Вино веселит сердце человека", сказано в Евангелии. Богу тяжело видеть рождение людей в падший мир, тяжело сознавать что им предстоит - причем предстоит безо всякой их вины. Вино дает людям то, чего они катастрофически лишены в мире, отпавшем от Бога - радость. Именно поэтому Христос творит вино даже и тогда, когда люди уже немало его выпили. Люди радуются, у них праздник - и Христос благословляет их веселиться еще. Понимая, насколько людям в жизни этой радости не хватает.

Так мы покупаем своим детям конфеты - мы понимаем, что они вредны для желудка и для зубов. И что после них дети будут хуже есть "нормальную еду". Но даем все равно - потому что хочется их порадовать. Аналогично и с вином - вред от излишне выпитого на празднике конечно наличествует. Но это умеренный вред и главное - чисто физический. Душе же человека, которая в этом мире живет в тоске (напомню - в аду, фактически) - ей нужна радость. Конечно, радость бывает не только от вина - но радости в нашей жизни немного по сравнению с "нормой" - а норма, напомню, это Рай. Вот почему можно вино христианам. И вот почему вина нельзя мусульманам - тоска души, уныние ее и злость человека на мир приятна бесам, это их оружие.

Насколько значима для бесов эта нехватка радости в сердце человека - мы можем видеть по важности запрета вина для мусульман или, более современный пример, для КОБы.

Столь же неслучайно использование именно вина для причастия. Кобовцы, кстати, называют это "пьяным причастием". А в христианстве трактовка понятна - мы причащаемся будущей Жизни, ее радости. И именно поэтому причащаемся вином.

————————————-

И вторая загадка. Недавно в одной книге (протоиерея Владимира Цветкова "Беседы о православном мировоззрении") я прочитал такой вопрос: "Почему Иисусу надо было умереть такой страшной смертью". И ответ: "Не знаю, есть ли ответ на этот вопрос. (...)".

Рискну предположить, что ответ тут следующий: Христос своей смертью преодолел то самое расстояние, которое должен преодолеть человек на пути в Рай, если он проходит его сам. Подвижники проходят это расстояние долгими подвигами. Другой вариант - мученики за веру: как бы быстро, но страшнее намного. И вот Христос, избрав второй вариант, проходит именно через мучения.

Почему Он это делает, почему Он проходит этот путь? Потому что Бог создал людей таким образом, что они, без личной своей вины на то, вынуждены этот путь проходить. Вынуждены рождаться "с душой в аду" и карабкаться, через страдания, в рай.

Есть ли здесь метафизическая необходимость (то есть иначе людей не спасти), или Бог делает это лишь из сострадания людям, или это важно для времен Апокалипсиса (дабы была зрима нравственная разница между Христом и Антихристом) - не знаю.


Обсуждение (высказываний: 0)   

Статьи на тему:
Десница святителя Спиридона Тримифунтского прибывает в русский храм в Каннах
Торжество Православия
В Новгородской области священник вразумил должницу
Радоница - день поминовения всех усопших
Власти Москвы подготовили места для Крещенских купаний
Наш народ сохранил веру и критерий истины

Историческая память: Newland.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2017 «Новые Хроники»