RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
19
мая
 
 
 
От редакции
 
Дата 27.05.2011 08:47 Вставить в блог Версия для печати

Барселона-6. Призраки Гойи

Тема: ЗАПИСКИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Автор: Егор Холмогоров
У нас тут вчера пропало солнце. Оно сделало это примерно через час после того, как я впервые за всю поездку забрался в море. Море, впрочем, довольно холодное, так что купаться не особо тянет. Вопреки сплетням, с голой грудью меньшинство участниц пляжного процесса. Хотя они, поневоле, обращают на себя внимание. Мое, впрочем, внимание, обратило другое - большое количество женщин с красивыми, ухоженными телами и весьма пожилыми лицами (средиземноморское ранее старение?).

Вообще, Барселона как жила веками "спиной к морю", так и сегодня не производит впечатление всерьез приморского города. И приморские кварталы не впечатляют, и специфического морского вкуса в общем-то нет. Сегодня в музее истории города, посмотрев красочную презентацию про три тысячелетия, понял причину. Трудно жить лицом к морю, когда море все время от тебя убегает - Барселона стоит на непрерывно увеличивающемся участке суши - море отступает. Соответственно, морской выбор был бы сопряжен с определенными трудностями.

Вчера день был потрачен довольно бессмысленно - в попытке попасть на совершенно бесполезную и скучную гору Тибидабо. В дымке городского смога вид города оттуда (в отличие от Монжуика) совершенно никакой. Обещанный голубой трамвай - не работает. В результате дорога в оба конца - автобус+фуникулер, съедает часа два драгоценного времени. Вообще, количество закрытого, временно не работающего и общий уровень бардака постепенно начинают доставать.

Некоторым утешением послужил монастырь Педрабельос - прекрасный образец готики и вообще место удивительно уютное, спокойное и умиротворяющее - с чудесными галереями и колоннадами. Правда расположенный там музей искусств ликвидировали, а коллекцию передали музею каталонского искусства - стало быть виденные мною два дня раньше Тициан, Веласкес, Рубенс и Эль Греко именно оттуда. В общем будете в Барселоне - обязательно зайдите в Педрабельос.



Отчаявшись самостоятельно найти какую-то еду не уличного качества, наконец-то решил поступить просто - взять путеводитель. И посетил ресторан 7 portas, самое традиционно-статусное место в городе, где коллекционируют побывавших там великих людей - от Гиммлера до Че Гевары и от Хуана Карлоса до Майла Дугласа. Кормят весьма приятно и есть меню на русском.

Самое сильное впечатление сегодняшнего дня - полная серия "Бедствий войны" Гойи, выставленная в Епископальном Музее. Абсолютный эстетический и смысловой шок. Я по юношеским воспоминаниям о книжках по искусству думал, что это пацифистская серия, против войны и за мир во всем мире, слегка разбавленная героическими образами типа "Какое мужество!". На деле военные офорты Гойи представляют собой собрание очень резких, заостренных, порой даже утрированных антифранцузских памфлетов. Это блестящие зарисовки именно испанской народной войны против оккупантов с ее легендарной беспощадностью. Вот женщины набрасываются на врагов с вилами, вот старуха подняв кинжал пытается спасти свою дочь от изнасилования,



вот французы с чудовищной жестокостью режут попавших к ним в руки патриотов, - ужасы войны - это не ужасы войны как таковой, а именно ужасы вражеской оккупации. В этих офортах нет никакого брезгливого нейтрализма коллаборанта (хотя по формальным признакам Гойя мог считаться именно им - Бонапарт сохранил за ним звание придворного художника). Они написаны ненавистью. Весьма занятно, как сегодняшние евроискусствоведы пытаются эту ненависть сгладить. Делается это при помощи откровенно нечистоплотных приемов - например не идентифицируемые по национальному признаку расчлененные и развешанные на дереве тела авторы каталога уверенно приписывают французам, мол, вот французы мучили испанцев, те потеряли человеческий облик и мучат французов. Хотя более логичное прочтение - это понимание данного офорта (39) как продолжения рассказа о французских зверствах несколько более логично. Это офорты о кошмаре оккупации, о подлости предательства и о жестокости и справедливости народного сопротивления, а никак не о "мире во всем мире".

Очень впечатляет и музей истории города (хотя в нем тоже много чего закрыто) - потрясающа прежде всего идея не просто пустить посетителей по законсервированным раскопкам, но еще и сохранить сразу несколько археологических слоев. Епископский дворец вестготского времени стоит на месте античной усадьбы с двориком. Скрепив цементом промежутки создатели музея фактически "подвесили" стены дворца над раскопками усадьбы. Вообще, здешнее мцзейное дело - выше всяких похвал. Умение работать даже не с большим количеством не самого интересного археологического материала, поражает.



Расхваленный рынок Бокерия мне не очень понравился - хоть это и старейший рынок в Европе. Слишком много туристов, слишком беспокоишься за карман. Еда тоже слишком откровенно подогнана под шоу - скажем много потрохов, много морепродуктов, но почти нет нормального мяса. Полная противоположность - рынок св. Екатерины неподалеку от кафедрального собора - большой, чистый, светлый, множество продуктов на любой вкус. Разве что рыбный отдел чуть менее представительный. Но для повседневного питания подходит гораздо больше.



Вообще, я понял, почему именно Барселона - туристическая столица Европы и второй по посещаемости город после Рима. Срабатывает эффект 2:1. По Гамбургскому счету тут почти нечего смотреть - провинциальная готика, провинциальные коллекции искусства, не впечатляющие пляжи, не перворазрядная кухня. Гауди заслуживает внимания, но ион, в каком-то смысле, раскручен _вместе_ с Барселоной. Но... все элементы, которые сами по себе тянут хорошо если на 4-, собраны в одном месте. С пляжа можно пойти в готический собор, из модернистского дома отправиться смотреть на романские иконы, вот вам римский погребальный портрет, а вот Хуан Миро. Все туристические радости в одном месте, наслаждайтесь! Такой эффект массирования дает, конечно, впечатляющий результат - турист реально идет косяком. В России такое же впечатление мог бы производить Севастополь - вот вам первоклассный античный город (не захудалый Барсино), вот средневековая горная крепость, вот флот, вот море, вот места двух войн и связанный с ними арт-объекты. Добавить современности - и вынос крыши гарантирован. Но... Севастополь не в России.


Обсуждение (высказываний: 1)   

Статьи на тему:
Памяти Франции. Часть V. Лаон. Быки и немного антисемитизма
ПОЧЕМУ НЕ ДАЛИ БЕРЛИН
Социогуманитарное и антисоветское
Другие Канны
О ПОЛЬЗЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
Барселонские заметки-3. Скромное обаяние буржуазности

Русский Обозреватель: МаркетГид:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»