RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
17
июля
 
 
 
От редакции
 
Дата 06.02.2011 08:17 Вставить в блог Версия для печати

О реформе образования

Тема: ЗАПИСКИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Автор: Егор Холмогоров
Меня спросили о моем отношении к новой образовательной реформе - в чем задача образования: воспитывать гражданина или обучать специалиста? короче говоря, что важнее для общества - Гражданин или Специалист?

Вопрос неоднозначный.

В теории эта реформа справедлива. Задача школы - прежде всего готовить гражданина. Превращение его в специалиста дело специального образования. От навязывания всего круга предметов тоже скорее зло. Мне в старших классах очень мешала нагрузка по совершенно несимпатичным химии, алгебре и т.д.

НО...

Нельзя ломать, не зная, что хочешь построить. Совершенно очевидно, что уроки "россиеведения" и патриотизма в старших классах превратятся в уроки вылизывания ануса зарубежным и инородческм сахибам. О каком патриотизме можно говорить, если у нас официально заявлено, что России 20 лет, а её отец-основатель - мразь ЕБН. Очевидно, что любая ненужная научная нагрузка гораздо лучше, чем пропаганда толерастии, ебнастии и прочего [url=http://rus-obr.ru/day-comment/9473]ада[url].

Соответственно, я ПРОТИВ нынешней "реформы" и нового "стандарта".

Вообще, идеалом для меня является возвращение к классической гимназии [url="http://www.strana-oz.ru/?numid=5&article=278]катковского"[url] образца:

Именно Катков виновник появления в русской литературе «человека в футляре» и фольклора о «зубрении вокабул» и «турусах на колесах». Удивителен был даже для многих из соратников тот фанатизм, с которым Катков боролся за введение классического стандарта образования в русской школе, превращение классической гимназии сосредоточенной на изучении древних языков, в обязательное условие к поступлению в университеты. Другими словами, образовательная и педагогическая философия Каткова непонятны для современности и не востребованы ею. Между Катковым и нынешними идеологами от образования или практиками из «элитных» школ (тоже вводящими в курс латинский язык, но, скорее, в качестве «изюминки», нежели серьезного дела) — целая пропасть. Поэтому стоит потратить толику читательского внимания на прояснение катковской образовательной философии.

Главное отличие катковского подхода к образованию от нынешнего в том, что для Каткова обучение в школе дело серьезное. Школа— это воспитание ума учащегося, развитие в нем интеллектуальной способности к усвоению всякой серьезной науки, а не демонстрация «демоверсии» университетской программы, с иллюстрированным популярным пересказом задов позавчерашней науки. Для Каткова — общее образование — это образование у школьника гибкого и развитого ума, а не образование у него поверхностного представления обо «всем вообще» (такой тип образовательной философии, главенствующей у нас, следовало бы именовать скорее «вообще образованием»), поэтому главный враг серьезного образования, по Каткову, это «многопредметность», это рассеяние ума учащегося по случайно выхваченным вершкам всяких наук, из которого потом выходит такой хаос, который только и способен породить прилежных читателей Фоменко, Бушкова и прочих, слышавших обо всем и обо всем готовых судить.

Катков отклоняет необходимость преподавания в школе «естественных наук» — и в самом деле, что это за преподавание, после которого первое, что слышат студенты университета на первом курсе, это требование «забыть все, чему их учили в школе». Не менее жестко он ратует за сокращение преподавания «граждановедения» (тогда правоведения) и истории — «этих излишних уроков, в которых преподаватель будет возносить наших бедных детей на высоту идей своих плохо записанных университетских тетрадок или вчера прочитанной журнальной статьи, этих излишних уроков, в которых он будет рисоваться перед нашими юношами и раскрывать им тайны жизни и смерти, дух веков и народов, законы прогресса, будет изрекать приговоры над историческими деятелями, над политическими учреждениями и религиями»(с.198–199 ). Имея большой опыт не только слушания, но и ведения таких «излишних уроков» в считаемых лучшими московских школах, автору трудно не согласиться со столь суровым приговором. Нынешняя «история» как одна из основ (наряду с литературой) современного гуманитарного образования — это именно инструмент чудовищного идеологического насилия над учеником, тем более чудовищного, что совершается даже не инстанцией легитимного насилия — государством, а произволом отдельного преподавателя, из «лучших побуждений».

Катков требует «концентрации» (ключевое в его концепции слово) — сильнейшего сосредоточения (более половины часов) на преподавании тех предметов, которые не дают простора идеологическому произволу и которые, в то же время, могут быть серьезной наукой, серьезным умственным трудом для учащегося, трудом ненапрасным, результаты которого не придется отбрасывать при переходе на следующую образовательную ступень. В нашей современной школе катковский идеал концентрации более-менее достигнут только в знаменитых «матшколах», и сам Катков признавал исключительное значение математики для умственной дисциплины, однако указывал на непригодность математики для полной концентрации: «Математика есть необходимый предмет, но она не соответствует всей умственной организации человека. Сосредотачивая преимущественно на ней учебные занятия, мы оставим в небрежении самые существенные силы, нарушим психическое равновесие и сообщим развитию молодых умов, вверенных попечениям школы, одностороннее, уродливое, неестественное направление» (с. 185).

Единственной наукой, серьезное изучение которой в школе дает разностороннюю пищу учащемуся — и умственную, и нравственную, и эстетическую, является наука классической древности, изучение греческого и латинского языков и чтение древних авторов в оригинале, не пропущенном сквозь фильтры пересказов, популяризаций и адаптаций. Такое изучение — это и высокое, сложное, достойное серьезного ума (вспомним, что для Каткова образование дело серьезное) упражнение и, в то же время, усвоение богатого содержания, ключевого для формирования человека нашей цивилизации, того общего, что сближает Россию и Европу и что одинаково дорого для обеих культур.

«Усваивая логику, опечатлевшуюся в организации этих языков, юные умы шаг за шагом овладевают сверх того целым историческим миром, который лежит в основе современной цивилизации… Здесь невозможно поверхностное знакомство с делом, здесь невозможна никакая неопределенность и неточность, никакое двусмыслие; здесь узнанное с резкой явственностью отличается от неузнанного, понятое от непонятого, усвоенное от неусвоенного. Здесь юный ум трудом собственной жизни знакомится со всеми родовыми оттенками человеческой мысли, со всеми видами человеческого творчества в их первоначальных простых и чистых линиях. Здесь вызываются и приводятся в игру все способности духовной организации человека… Наконец, благодаря этим занятиям юные умы приобретают то историческое чувство, тот смысл действительности, в которых состоит главное отличие умственной благовоспитанности. Учебники истории никогда не сообщат им этого чувства истории; учебники истории дадут им только ряды слов и чужих воззрений, которые коснутся их лишь поверхностно. Но, усвоя шаг за шагом букву и дух древних языков, учащиеся самолично входят в мир истории и овладевают первоначальными источниками исторического ведения. Они усвоят себе историю на самом деле, всеми способностями и инстинктами. Они овладевают действительно бывшим, а не заучивают чужие рассказы и рассуждения в учебнике…» — таково похвальное слово Каткова классическому образованию (с.188–189), заключаемое ссылкой на питомца греко-латинской школы Ломоносова, первым внесшего в Россию дух подлинной науки.


Обсуждение (высказываний: 5)   

Статьи на тему:
Абстракционизм и демократия
Памяти Франции. Часть VI. Реймс. Собор-симфония
ЗОВ НЕКРОМАНТА
Парад Победы — генеральная репетиция
Щина и Моуж
Будни аномии

Русский Обозреватель: Newland.ru:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»