RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
23
октября
 
 
 
Лица
 
Дата 22.10.2010 13:33 Вставить в блог Версия для печати

Борис Межуев: Никита Михалков — непонятный феномен

Тема: КИНО
Тот самый случай, когда феномен мне просто непонятен. Даже не враждебен, не чужд, как Феллини, не противен, как, например, почти весь Годар, а вот именно непонятен.

Почему именно Никита Михалков стал первым режиссером России? Признание его как культового режиссера состоялось в кругах интеллигенции где-то в начале 1980-х после "Неоконченной пьесы для механического пианино". Интеллигенция что-то нашла в этой картине. Я искренне не понимаю, что. Для меня этот фильм чем-то подобен гонкам: стартуют несколько персонажей, чтобы по к финалу фильма предстать в глазах зрителя "самым жалким и противным". В итоге гонку выигрывает главный герой в исполнении Калягина.

Я и в самом деле искренне не могу понять всегдашний ажиотаж вокруг этой картины. У Михалкова вообще всего два фильма, которые почитались в качестве "культовых" у советской интеллигенции. Один — более-менее заслуженно, это "Несколько дней из жизни Обломова", в общем-то, лучший фильм нынешнего юбиляра, во всяком случае, продемонстрировавший какой-то новый для советского кино подход к экранизации классики.

Но вот эта "Незаконченная пьеса" все-таки остается загадкой. Я помню, как в доме моего отца гости бешено и с жаром обсуждали эту картину, ломали копья, проклинали Михалкова, прославляли Михалкова, говорили, что он гений, говорили, что он фашист, говорили, что гений и фашист в одном лице. Сегодня я вижу для себя только одно возможное объяснение популярности "Незаконченной пьесы": этот фильм положил начало особому жанру кинематографа, расцветшему, как известно, в конце перестроечных лет, — так называемой "чернухе". Прием у "чернушных" режиссеров был ровно тот же, что и у Михалкова: показывается компания разных, но равно благонамеренных людей, по ходу картины выясняется, что все они либо "слабаки", либо "мерзавцы". В финале у зрителя должно остаться ощущение — "Россия безнадежна. Здесь жить нельзя".

Легко вспомнить целый ряд фильмов, выполненных именно в этом жанре: "Трагедия в стиле рок", "Дом под звездным небом", "Башня", "Интердевочка". Почти все выдающиеся мэтры отметились в этой стилистике.

Неправильно толковать "чернуху" как социальную (в данном случае — антисоветскую) критику, такой позднесоветский критический реализм. Задачей "чернухи" было не призвать к изменению действительности, а создать ощущение безнадежности всякого изменения. Что-то подобное, безусловно, имеется и у Чехова, чем, кстати, отчасти и объясняется увлечение именно этим автором в поздние советские годы. Но Чехов, во-первых, глубже, во-вторых, у него безнадежность редко связана с тем, что все персонажи — "мерзавцы" и от всех "тошнит". Михалков же создал именно этот жанр — "от всех тошнит", чем и заслужил лавры основоположника и первопроходца


Обсуждение (высказываний: 11)   

Статьи на тему:
Высокое жюри выносит вердикт
"Элен и ребята" - продолжение
Заметки на полях МФКФ-2012 "Дебютное кино" - 4
Шерлок Холмс по Гаю Ричи: шок для зрителей
Доктор Хаус попал в книгу рекордов Гиннесса
«Доктор Хаус» отмечает юбилей

Историческая память: МаркетГид:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2018 «Новые Хроники»