RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
22
июля
 
 
 
Лица
 
Дата 04.04.2007 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Александр Бердников: Кинчев в роли "наставника"

Тема: ОБЩЕСТВО
Александр БердниковКаждый год 25 января в Санкт-Петербурге проходит вручение Почетных знаков святой Татьяны. Знак первой степени называется «Наставник молодежи». Название говорит само за себя: награды удостаиваются люди, которые оказывали на возрастающее поколение всячески позитивное влияние (с точки зрения христианских ценностей, разумеется). В этом году случился весьма необычный прецедент: «наставником молодежи» стал рок-музыкант Константин Кинчев. «Большой интерес вызвало награждение известного музыканта и композитора Константина Кинчева. В последние годы его творчество основывается на глубоком личном обращении к ценностям Православия… А поскольку многие наши современники знают и любят Константина, его личная церковная позиция способна привлечь к Церкви тех людей, которые относятся к нему с уважением», - говорится на официальном сайте Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Я тоже с уважением отношусь к Константину Евгеньевичу и по-человечески очень рад тому, что он пришел в Церковь. Тем не менее, я до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, продолжаю утверждать то, что музыкант должен заниматься сочинением и исполнением музыки, желательно хорошей. Это является, так сказать, его первостепенной обязанностью, равно как обеспечение хорошего сценического звучания является первостепенной обязанностью звукооператора. Звукооператор вовсе не обязан выходить на сцену и подыгрывать музыкантам. Если ему хорошо удается и то, и другое одновременно – это замечательно, хоть и невозможно. Его превосходная игра во время концерта не будет служить ему оправданием за то, что звук был ужасным, ибо каждый должен заниматься своим делом. Об этом и Булгаков в «Собачьем сердце» говорил, и даже в песнях пелось, что «первым делом, первым делом – самолеты», а все остальное – в свободное от работы время.

В Советском Союзе широко применялся критерий «идейности» в искусстве. Результатами такой политики были: множество произведений, запрещенных цензурой за «безыдейность» или «враждебность», боевой дух и воля к победе у строителей социализма, стойкое отвращение к классической литературе, вырабатываемое у выпускников школ. Данный подход оказался на редкость живуч даже при смене идеологических ориентиров на прямо противоположные. Иногда можно наткнуться на безобразно-восторженные статьи, посвященные, скажем, Игорю Талькову, где <i>ни один</i> из десяти тысяч знаков не описывает собственно музыку. Несмотря на очевидную неприязнь авторов этих статей к идеям строительства социализма в отдельно взятой стране, становится очевидным то, что ментальность, прививаемая советскими учебниками по литературе, неистребима и по сей день.

Впрочем, сейчас я не буду рассматривать песни Кинчева с точки зрения их музыкальных и поэтических достоинств, ибо с этим все настолько плохо, что говорить особо не о чем. Его творчество более интересно в рамках именно церковной миссии.

Совсем недавно Церковью была утверждена Концепция миссионерской деятельности на 2005-2010 годы. При прочтении этого документа становится понятно, что Церковь решила вплотную заняться молодежью, которая в данном документе подверглась анализу и была разделена на шесть групп, на каждую из которых будет оказываться соответствующее миссионерское воздействие. Далее говорится, что «наиболее многочисленной и потому наиболее важной представляется на сегодняшний день невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию. В зависимости от того, насколько успешна будет работа Церкви именно с этой группой, будут судить о положительных или отрицательных результатах миссии среди молодежи». Мысль, безусловно, верная. Долгое время основной проблемой миссии Церкви являлась очевидной слабость «внешнего» ее направления. Теперь же именно это направление признано приоритетным, и это действительно важно.

По моему скромному мнению, основной бедой церковной миссии является не столько непопулярность Православия среди молодежи как таковой, сколько крайний дефицит <i>думающей, интеллектуальной</i> молодежи в Церкви. Прежде чем радостно считать молодых православных по головам, неплохо было бы обратить внимание на то, что находится в них.

Возьмем, к примеру, Интернет – преимущественно молодежную информационную сферу. Там находится множество православных сайтов и форумов, большинство из которых способно в течение получаса привить стойкую неприязнь к Православию у невоцерковленного молодого человека, обладающего трехзначным IQ.

С учетом вышесказанного, можно ли сказать, что творчество Константина Кинчева соответствует «внешнему» вектору церковной миссии и способно увлечь интеллектуальную и талантливую молодежь? К сожалению, скорее нет, чем да. Аудиторией группы «Алиса» «православного» периода являются, как правило, не в меру горячие молодые люди, желающие посвятить жизнь борьбе с жидомасонским заговором и прочими виртуальными ветряными мельницами, которые в больших количествах создаются на страницах изданий типа «Русского Дома». К тому же, интеллектуальная молодежь, как правило, отличается развитым художественным вкусом, то есть любит хорошую музыку, хорошие книги и фильмы, а музыку новых альбомов «Алисы» хорошей назвать не получится при самом большом желании. (Некоторые песни с альбома «Сейчас позднее, чем ты думаешь» вызывали у автора статьи крайне болезненные ассоциации с творчеством вокально-инструментального ансамбля «Сектор Газа»).

Новая лирика Кинчева исполнена зачастую совершенно непереносимого пафоса и представляет Православие в виде легкоусвояемой примитивно-топорной ультраправой идеологии:

<i>Рубцы не заживают так долго.
Еще одно сердце горит в полный рост.
Звезда интернационального долга
В солнечный день украсит погост.
Ты, видимо, все перепутал:
Оккупантом не может быть партизан.
Разве ты здесь защищаешь свой город?
Разве твой долг хранить от неверных Ислам?
Завтра может быть поздно.
Ты еще не разучился любить.
Завтра может быть поздно
Жить.</i>
«Завтра может быть поздно»

<i>Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы.
Все это наша земля!
Все это мы!</i>
«Небо славян»

<i>Смотри, как "черный" распечатал всю колоду,
Мой rock-n-roll забил по цифре синхрокода,
Весь генофонд нагнул в полураспад,
А биомассу превратил в электорат.
Он каждому шепчет: "Ты", и каждый орет: "Мне!"
В самости по шею, по глаза в говне.
Три шестерки на семи понтах,
Землю распатронили в пух и прах</i>.
«Черный»

Если нечто подобное будет доминировать в молодежной миссии Церкви, то она может выиграть количественно, но значительно проиграть в качестве. Продвижение Православия в виде поверхностной идеологии, делающей ставку на юношеский максимализм и агрессивность, грозит возникновением молодежной субкультуры, где бывшие трудные подростки будут становиться «православными гопниками», готовыми с помощью мордобоя доказывать необходимость чтить отеческую веру. И тут ничего не попишешь: молодежные субкультуры всегда поверхностны и всегда делают акцент на сугубо внешних проявлениях какой-либо идеологии. При таком раскладе можно будет говорить, что интеллектуальная, умная и творческая молодежь для Церкви потеряна окончательно и безвозвратно.

Александр Бердников

Обсуждение (высказываний: 10)   

Статьи на тему:
«Пивной сомелье» ждёт гостей на городском фестивале #Танцы#Улица#Еда в Москве
Рошаль: оставьте Дени в покое
Агентство Fashion Events и компания ZA Group организовали "Благотворительный аукцион №1"
Американец расстрелял семерых в Мичигане
Убийца священника задержан
Прокуратура добивается права возбуждать дела против следователей

Русский Обозреватель: МаркетГид:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2017 «Новые Хроники»