RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
29
марта
 
 
 
Лица
 
Дата 06.09.2010 20:47 Вставить в блог Версия для печати

Егор Холмогоров: Мне скучно, бес...

Тема: КИНО
Начал смотреть нового бибисишного "Шерлока". Местами очень хорошо - полный восторг. Переделки хрестоматийных ситуаций и диалогов вызывают прилив эмоций. А местами очень противно и страшно натянуто. Некоторые вещи большинству зрителей кажутся новыми, поскольку они не смотрели "Декстер", а влияние этого сериала несомненно. Но в целом, конечно, Биб-Би-Си положило Гая Ричи на обе лопатки (про Масленникова я так не сказал бы - там все-таки экранизация, но и ему это действительно достойный вызов).

Но вот что любопытно - европейцы (в той степени, в какой англичане - европейцы) пытаются снова реанимировать архетип европейской цивилизации - архетип Фауста - мятущийся дух, неостановимый в жажде познания и устремленный к бесконечности. Европа, вроде бы, уже закатилась, контекст изменился, и вдруг снова фаустовский человек в таком беспримесном виде и снабженный новейшими электронными гаджетами. Правда снабженный очень интересным способом - заметьте, главная черта Шерлока - это то, что он, прекрасно разбираясь в электронных устройствах, сайтах, интернете и т.д., почему-то ходит без собственного мобильного телефона. Вообще, интересно, - похоже, что люди запада искренне считают наличие этих электронных устройств, условный глобальный айфон, главным подтверждением своего современного превосходства.

Но вообще, появление новой апелляции к этому архетипу, показывает, что европейцы хотят доказать, - они еще живы. Это, кстати, не очень хорошо для русской культуры и самосознания. Дело в том, что нас реально прет от фаустовского человека. Мы, люди русской культуры, находим оправдание Европы именно в этом фаустовском духе, в заявке на сверхчеловечность. На мой взгляд это величайший обман, ибо Европа по большей части разыгрывает перед собой и миром "фаустовский театр". Реальный человек не может думать так и с такой скоростью как Шерлок, обрабатывать такие массивы информации, сопоставлять такие разбросанные факты. Вообще, гениальность, - это не сверхмощь разума, это инвольтация. В разуме же стремящемся беспредельно расширить свои естественные границы есть нечто нереальное, а в образе такого человека (так сказать "рекламном супергерое" цивилизационного пространства) - нечто демоническое (что и показал Гете).

Бибисишный Шерлок - это именно фаустовский супергерой. В нем намного меньше человеческого, чем в реальном Холмсе Конан Дойля. Ну и мотивация соответствующая, - ему в общем-то просто скучно. Интересно, появится ли рядом с ним Мефистофель, который возьмется развеивать его скуку и как далеко он его заведет.

P.S. Кстати интересно, что когда, увлеченная созерцанием фаустовского духа, русская цивилизация решила породить свой фаустовский стиль, то получилось нечто противоположное. Архетип секуляризованной русской цивилизации - это, конечно, Прометей. Так сказать Христос для атеистов. Творец теургии без божественности. Культурный герой, реальный преобразователь мира, приносящий в него огонь, новые искусства и ремесла, новые возможности и улучшения. Если Фауст устремлен в бесконечность, за пределы реальности, Прометей овеществляет бесконечность и делает её реальной и пластичной, приспособленной для жизни. Он не стремится к непознанному, но делает его познаваемым. И очень жестоко за это платит.

Если фаустовский миф - это миф о теургическом бессилии и безнаказанности (вспомним, что теургическая попытка Фауста закончилась плохо для всех, особенно для Филемона и Бавкиды, но его самого жульнически "отмазали"), то прометевский миф - это миф о наказании за подвиг, наказании за победу творчества и культуры над вечным печальным уделом человека. Прометей платит цепями и собственной печенью... И любой "прометеевский человек" так же обязан жестоко заплатить. В советском кинематографе есть гениальный, совершенный прометеевский фильм (один из моих любимых) - "Укрощение огня". Герой, протагонист Королева, реально меняет мироздание и существование людей. Но платит за это - платит всю жизнь и платит ранней смертью (собственно фильм начинается со смерти героя и вся его история есть ни что иное как пробегающая перед глазами умирающего жизнь). Без этой платы никакой прометеевский подвиг не принимается (как там, дело прочно, когда под ним струится кровь?).

Возможно подсознательная тяга русского ума к Фаусту - это тяга к бесплатности познания, обещанной мятущемуся фаустовскому духу. Бесплатность тоже, конечно, относительная, придется шагать по трупам валентинов и маргарит, филимонов и бавкид, ширяться, сходить с ума, слепнуть и так далее. Но это все-таки не то - каждый фауст в глубине души точно знает, что настанет момент и ангелы возьмут его на руки и у несут подальше от всех мефистофелей. Соблазнительно, бес его побери, очень соблазнительно!


Обсуждение (высказываний: 1)   

Статьи на тему:
Российская картина победила в Лондонском кинофестивале
Уитни Хьюстон захлебнулась в воде
Хоббит начинает путешествие по экранам
ММКФ-2010: день третий. Самый опасный человек в Америке
Неделю российского кино в Берлине открыл фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»
Песня для нового быта

Русский Обозреватель: Newland.ru:
В России начались блокировки VPN
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2017 «Новые Хроники»