RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
17
декабря
 
 
 
Лица
 
Дата 30.03.2007 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Алексей Громский: Если тебе «валеолог» имя – крепи организм руками своими

Тема: ОБЩЕСТВО Великий Новгород
Алексей ГромскийТут моих друзей и по клубу Александра Чаусова и Эмина Калантарова нещадно критикуют за «войну» с валеологией. Обвиняют в том, что требования, выдвигаемые в ходе «Улиных войн» основывают не на научных знаниях, а на их отрицании. Интересно, что критики «гневных» сектоведов ни разу не упомянули в своих статьях и репортажах имена и ученые звания тех, на чьем авторитетном мнении основывают свою позицию. Участники проекта говорят о разъяснении Министерства образования РФ, а их критики сваливают все на «отсталость позиции людей в рясах». Странно, как только кто-то выступает против нарушения сектой законодательства или рассказывает, что ее доктрина грешит против научной истины, защитникам заезжих пропагандистов псевдокультов люди в рясах мерещатся.

А между тем научная общественность Великого Новгорода продолжает выявлять педагогические и психологические ляпы в различных курсах так называемой «валеологии», преподаваемой в новгородских школах. Вот в гимназии «Исток» валеологические уроки проводятся на основе учебника отца и сына Зайцевых «Твое здоровье: Укрепление организма». И конечно, известный противник учения о первенце здорового тела над больным духом кандидат педагогических наук Гусев выпустил в свет свой критический анализ этой книги. Пишет он, в кратце, следующее:

В лучшей своей части книга представляет собой ослабленный курс физиологии и гигиены. Эти знания детям конечно нужны. И, тем не менее, хотелось бы заострить внимание гимназистов, их родителей и педагогов, на некоторых странных и в то же время типичных для валеологов идеях, нашедших отражение в данном учебнике.

Начинается учебник с обращения к читателям и формулировки педагогической цели: «главное научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье». Известно, что «пора взросления», то есть подростковый возраст - это период обретения человеком смысла жизни. Зайцевы в качестве наивысшей смысложизненной ценности провозглашают сохранение телесного здоровья. Такое культивирование индивидуального благополучия, автономной этики – прямой вызов отечественной культурно-педагогической традиции, считает их оппонент Гусев. Об этом свидетельствуют такие общеизвестные выражения: «Жить – Родине служить»; «Сам погибай, а товарища выручай»; «Скорби да болезни для души полезней»; «Сила вершится в немощи» и многие другие. Задумаемся: что было бы с нашей Родиной сегодня, если бы Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и Юрий Гагарин считали, что смысл жизни состоит в самосохранении собственного здоровья?

На ассоциации с экспериментами нацистов по подавлению сопротивления узников концлагерей химическими средствами наводит автора критического анализа учебника «открытие» Зайцевых, того, что творческая деятельность человека может протекать помимо его «мыслительной активности» - лишь бы вызывала приятные эмоции: «Благотворно влияет на нервную систему творческая работа. И не важно, связана она с мыслительной активностью или с работой рук. Главное – чтобы она доставляла радость», - пишут они в своем учебнике.

Далее, как истинные валеологи, Зайцевы сводят нравственную составляющую здорового образа жизни к безразмерной толерантности (терпимости) и призыву «доброжелательно относиться к окружающим людям» (стр. 107). Провозглашение такой бездумной и возведенной в степень нравственного абсолюта толерантности ко всему внешнему, не своему, иному, чужому, чуждому, враждебному не может не настораживать. Постоянные авторы «Новых Хроник» не раз писали на эту тему. Вдумайтесь! Смертность в России, как в стране, ведущей боевые действия, а нашим детям предлагается «избегать переживаний», «лишнего нервного напряжения» (22 стр.) и действовать по принципу «ничего не вижу – ничего не слышу» (см. иллюстрацию на стр. 22, где изображена девочка, уткнувшаяся в книгу, чтобы не видеть бесчинств окружающих ее людей). Вот она здоровьесберегающая модель поведения: Отечество грабят, мы теряем по полтора миллиона соотечественников в год, а нам предлагается жить по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу» и «вырабатывать такой стиль поведения, который поможет избегать лишних переживаний» и «нервного напряжения».
Для тех, кто еще не овладел валеологическим мышлением, странным выглядит утверждение авторов на третьей странице учебника о том, что только «здоровым», «уверенным в своих силах и способным решать трудные житейские проблемы... должно принадлежать будущее». Что же делать тем детям, которые не отличаются крепким здоровьем - словом, тем, кому отказано в праве на будущее? Ответа на этот вопрос в учебнике Зайцевых не найти. Сегодня «здоровым является только один ученик из десяти», - констатируют сами авторы. Они неоднократно приводят цифры, свидетельствующие об ухудшении здоровья детей. При этом они же систематически тыкают носом эти 90 процентов нездоровых детей, в тот или иной эталон здоровья. Это делается, не иначе, как, для того, чтобы нездоровые и ущербные полностью осознали свою неполноценность и смирились с тем, что будущее принадлежит, увы, не им. Например, на уроке 4-м «Обмен веществ» Зайцевы утверждают, что каждый четвертый школьник имеет проблемы с весом и ростом, а в конце урока предлагается сопоставить «свой рост и вес с приведенными нормами». Так что, уважаемые родители, не удивляйтесь, если к подростковому возрасту у вашего ребенка разовьется устойчивый комплекс неполноценности.

Впрочем, комплекс неполноценности – это еще не самое страшное. На уроке 11 «Нос и придаточные пазухи» авторы предупреждают: «Наиболее опасны хронические воспаления пазух носа. Они могут вызывать тяжелые осложнения – поражение мозга» (46 стр.). «С привычкой есть много сладкого и мучного связано возникновение опасной болезни – сахарного диабета. При этой болезни нарушается усвоение углеводов и в крови резко возрастает количество глюкозы. Это может привести к потере сознания и даже к смерти» (стр. 17). «Еще более опасен СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Эта болезнь пока неизлечима. Она поражает защитную (иммунную) систему человека. В результате снижается сопротивляемость организма даже к самым обычным заболеваниям – и человек погибает» (79 – 80 стр.). «Почки, как и другие органы, подвержены болезням. Когда больные почки отказываются работать, человек может умереть от самоотравления организма. Сегодня каждый тридцатый школьник имеет заболевания почек» (82 стр.). «Следует помнить еще об одном опасном заболевании, связанном с болью в горле. Это дифтерия. Этой смертельно опасной болезнью может заболеть тот, кто своевременно не сделал прививку» (43 стр.). «Из разговоров взрослых ты, наверное, слышал о пороке сердца, гипертонии, атеросклерозе, инфаркте, инсульте... по количеству унесенных жизней они занимают первое место среди всех известных болезней. Раньше сердечно-сосудистые заболевания возникали преимущественно в пожилом возрасте и поэтому считались возрастными. Но в последнее время они чаще случаются и у совсем молодых людей» (59 стр.). «Если больному перелить кровь, несовместимую с его кровью, происходит гибель его собственных эритроцитов и наступает смерть» (60 стр.).

Между тем научно доказанным фактом является то, что «физиологизм мышления», акцентирование внимания на своем здоровье, функциях организма, тем более его болезнях, небезопасно для здоровья. И особенно это касается людей с тонкой психикой, нервных, впечатлительных, тревожных, мнительных, пугливых. Что же тогда говорить о больных детях? Студентам-медикам известен феномен, называемый «болезни третьего курса». Он доказывает, что изучение физиологии, анатомии, патологии (заболеваний различных органов) нередко приводит к неврозам. Прислушивание к бессознательным процессам, протекающим в здоровом организме, попытка их контролировать, управлять ими чревато функциональными нарушениями этих процессов.

Марк Твен заметил по этому поводу, что если думать о том, как в желудке переваривается бифштекс, то это только помешает процессу пищеварению. А чтобы пищеварение было хорошим, Зайцевым обязательно надо сообщить детям, что в нем нам помогают какие-то таинственные существа, которые живут у нас в животе: «Толстый кишечник населен множеством микроорганизмов. Они также являются участниками процесса пищеварения, главным образом клетчатки» (стр. 64).

Возможно, кто-то из родителей скажет: «Ну, это все ваши домыслы и эмоции, главное, чтобы дети из этого учебника усвоили основные знания по сохранению здоровья!». Но и это затруднено тем, что наукообразный, сложный для восприятия детей стиль первого раздела каждого урока, перенасыщен новыми терминами. Причем он резко контрастирует с примитивизмом советов (не иначе, как для дебилов), которые обычно даются в конце каждого занятия.

Приведем вначале несколько фрагментов. Заметьте, учебник предназначен пятиклассникам, а не студентам медицинского колледжа. «Основную часть массы клетки составляет цитоплазма – вязкое вещество. Цитоплазма заполнена разнообразными мелкими тельцами – органоидами, благодаря которым клетка дышит, забирает кислород и выделяет углекислоту...» (стр.13). «Вода, минеральные соли и витамины поступают в клетки тела, как правило, в таком же виде, в каком находятся в пище, а вот белки, жиры и углеводы усваиваются клетками лишь после химического превращения – расщепления на более простые вещества – элементы. Белки расщепляются до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, а углевод – до глюкозы» (стр. 15). «Легкие (правое и левое) расположены внутри грудной клетки. Состоят легкие из бесчисленного количества пузырьков – альвеол (стр. 52). Их стенки оплетены сетью мелких кровеносных сосудов (капилляров). Каждое легкое покрыто гладкой, блестящей оболочкой – плеврой. Плевра, не прерываясь, выстилает также грудную клетку. Замкнутое пространство между грудной клеткой называется плевральной полостью» (стр. 51). «Кровь осуществляет транспортную связь между всеми органами и тканями тела. С помощью нее во все участки тела доставляется питательные вещества и кислород, и удаляются оттуда углекислый газ и продукты обмена, включая яды. Кровь состоит из жидкости (плазмы), основную часть которой составляет вода, живых клеток: красных телец (эритроцитов), белых телец (лейкоцитов) и неполных клеток – кровяных пластинок (тромбоцитов)» (стр. 55).

Игривый рисунок, помещенный на 60-й странице зайцевского учебника вообще похож на элемент рекламной кампании. Мы видим на нем двух курящих девушек. В нижней части рисунка выражена их положительная эмоция по поводу занятия: «Отличные сигареты», а вверху изображено что-то похожее на рекламную растяжку, на которой написано супержирными буквами Marlboro. Рисунок этот воспринимается не иначе, как ирония по отношению к соседствующему с ним утверждению автора о том, что, дескать, «при курении происходит сужение сосудов, а значит, создаются условия для атеросклероза» (60 стр.). Ну не похожи, хоть убей, изображенные девицы на тех, у кого проблемы с сосудами! Вряд ли запомниться детям наукообразная фраза про атеросклероз, а вот реклама сигарет наверняка сработает.

Еще об иллюстрациях: учебник снабжен множеством затейливых рисунков, напоминающих комиксы. Дети изображены на них в карикатурной форме, а речь их стилистически нарочито снижена: «телек» (стр. 6), «круто» (стр. 32), «попсово» (стр. 45) и т. п. Так, передразнивая детей или заигрывая с ними, авторы вольно или невольно узаконивают, придают статус нормы ненормативным явлениям в детской субкультуре.

В этой связи показательно, что качестве одного из способов «восстановления сил» рекомендуется «поржать». Для проведения смехотерапии надо только «рассказать несколько анекдотов» (стр. 23).
На уроке 21 «Волосы и ногти» дети узнают, что «облысение делает человека не только менее привлекательным, но и вызывает неуверенность, застенчивость, то есть портит характер» (стр. 91). Значит, если у учителя, папы, дяди, дедушки, начальника или президента волосы, пусть даже не в полном составе, «погулять ушли» (из подписи к одной из картинок, иллюстрирующих этот раздел учебника), значит у него наблюдаются проблемы с характером, в частности, неуверенность в себе.
Валеологическую этику характеризует содержание вопросов, которые пятиклассник должен задать своему дедушке для выполнения так называемого «валеологического самоанализа». В частности, внуку предлагается выяснить, сколько у деда осталось зубов (стр.14). Извините, но с точки зрения наших традиционных ценностей – это подлинное хамство.

На уроке 16, который называется «Половые органы» начинается вожделенная для всех валеологов тема, поэтому ее освещение изобилует «совершенно необходимыми для пятиклассников» натуралистическими подробностями. Авторы считают, что ученикам пятого класса «полезно знать, как происходит развитие половых органов и что может помешать нормальному половому созреванию» (стр. 76). Вниманию детей предлагаются рисунки половых органов у мужчин и женщин в разных планах. Авторы знакомят детишек с соответствующей терминологией: половой член (пенис), крайняя плоть, предстательная железа, яички, мошонка, яичники, семенные пузырьки, предстательная железа, сперматозоиды, сперма, поллюция, фаллопиева труба, влагалище, матка и т.п. Мальчики узнают, что у них вот-вот «заметно увеличится половой член (пенис), а их одноклассницам не миновать «кровотечений из влагалища», которое длится от 2 до 7 дней, происходит примерно один раз в месяц и называется менструацией или просто месячными. Когда менструации становятся регулярными, организм девочки созревает для беременности» (стр. 78). Девочки, в свою очередь, узнают, что у их одноклассников «из-за накопления избыточного количества спермы периодически происходит ее самопроизвольный выброс наружу» (стр. 77). Мальчики же усваивают, что о половом созревании девочек свидетельствует «округление ягодиц», «появление волос на лобке», «появление менструаций» (стр. 80). Кроме того, они узнают, что девочки во время менструаций должны менять гигиенические прокладки каждый день, а у тех девочек, которые не моют ежедневно половые органы теплой водой, «могут развиться болезни, вызываемые различными микробами, грибками, глистами (острицами) и другими возбудителями». Заметьте, что классы у нас смешанные! Концентрируя внимание на репродуктивных органах, валеологи превращают их в главный предмет забот юности, в своего рода жизненный фетиш. И это в тот период, когда активно формируется личность, приобретается первый духовный (или антидуховный) опыт, идет поиск смысла жизни. Ужас, по мнению Гусева, заключается в том, что валеологи пытаются не только отнять у человека право на частную жизнь, но и контролировать ее.
Между тем известно, что акцентирование внимания на анатомических подробностях, связанных с полом, вызывает раннюю сексуализацию, возбуждает нездоровый интерес у детей к сексуальной сфере, развивает гиперсексуальность, провоцирует раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи и так далее. В распоряжение Гусева, есть свидетельства, что после изучения на уроках подобного рода тем, дети рисуют на доске половые органы, предпринимают попытки их продемонстрировать, просят друг у друга предъявить их для сравнения с собственными и сопоставления с указанными в учебнике нормами, задают учителям и родителям вопросы об их интимной жизни.

Медицинская экспертиза учебника показала, что ряд советов, имеющихся в учебнике небезопасен для здоровья. Речь идет, прежде всего, о так называемых нетрадиционных методах и приемах оздоровления, которые рекомендуются авторами: дыхание по системе йогов (пранаяма), сосредоточение внимания на определенных частях тела (медитация), очистительные упражнения (крийя), китайский массаж проекционных (биологически активных) точек и т.п. «А Что плохого в массаже стоп или дыхательных упражнениях?» - возможно, спросят некоторые из вас. Подчеркнем, что в учебнике речь идет отнюдь не об утренней гимнастике, речь идет о нетрадиционной медицине. Психотерапевтический эффект этих методов, особенно при самостоятельно применении детьми, может быть не только положительным. Занятия йогой, по мнению специалистов, могут приводить к психопатии, эпилептическим припадкам и даже дебюту шизофрении. Об этом, в частности, предупреждает доктор медицинских наук Анатолий Берестов. Отметим также, что многие из этих практик можно смело назвать религиозными. И здесь нелишне напомнить господам Зайцевым о том, что государство у нас светское.

Так, с точки зрения религиозной философии древней Индии прана (санскр., букв. – дыхание) у йогов понимается как «жизненный принцип», как «одушевляющее начало», условие роста духовности, где конечной целью выступает растворение индивидуального «я» человека в абсолюте, то есть смерть личности.

И тем не менее в учебнике Зайцевых можно найти занятие по овладению «полным дыханием» по системе тех же любимых йогов. О йоговском происхождении предлагаемых упражнений, в частности, говорит то, что при выполнении их важно «внимание сосредоточить на области пупка» или на других частях тела. По сути, перед нами краткий, предельно упрощенный, а поэтому особенно опасный, конспект йоговских занятий по теме «Пранаяма». Приведем этот отрывок и з учебника для 5-х классов.

- Лежа на спине, левую ладонь положить на живот, а правую – на ребра. Все внимание направить на легкие. Сделать полный выдох. Затем выполнить вдох, включая последовательно в работу живот, грудь и плечи. Наполнив до отказа легкие воздухом, сделать короткую паузу (задержать дыхание). После этого начать плавно выдыхать воздух: сначала втягивая живот, затем сжимая ребра и опуская плечи. Повторить 3 – 4 раза. Полное дыхание следует выполнять по 5 – 6 раз утром, перед обедом и вечером».

Если у кого-то вызывает сомнение прямая связь данного фрагмента с йогой, предлагаем сравнить его содержание с разделом «Пранаяма», который обязательно найдется в каждой книге, популяризирующей хатха-йогу. Заметим, что наиболее ответственные авторы книг по хатха-йоге все-таки предупреждают, что задержка дыхания на вдохе должна сопровождаться удерживанием напряжения соответствующих мышц и некоторыми другими необходимыми моментами. В противном случае дыхательные упражнения могут привести к заболеванию сердца и другим проблемам со здоровьем.

Критический анализ Гусев завершает несколькими выводами, основной из которых: в учебнике Зайцевых, как, впрочем, и во всех валеологических сочинениях, представление о человеке низводится до его внешней психофизической оболочки, а смысл человеческой жизни – до необходимости подольше ее сохранять. Таким образом, человек как бы выворачивается наизнанку, ставится с ног на голову: духовно-нравственная сфера рассматривается как второстепенная и подчиненная физиологической. Нужны ли такие люди современной России? И нужна ли Россия им?

Алексей Громский

Обсуждение (высказываний: 1)   

Статьи на тему:
В Турции арестовали сотрудников компании, на чьей яхте отравились россияне
Проблема подростковой наркомании
В Великий Новгород придет Центр социально-консервативной политики
Праздничный новогодний ужин 2015 в ресторане «Мома» в центре Риме – традиционное меню и современные методы приготовления
Международный день леса отметили в Измайловском парке
Из кранов в Москве идет грязная вода

Историческая память: Globoscope.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2017 «Новые Хроники»