RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
23
апреля
 
 
 
От редакции
 
Дата 05.04.2010 03:03 Вставить в блог Версия для печати

Уроки святителя Григория Паламы

Тема: РЕЛИГИЯ
Автор: Егор Холмогоров
В пасхальные дни какими-то совершенно новыми глазами читаю Омилии свт. Григория Паламы. Наверное, я повзрослел, что ли? Нахожу ответы на многие свои актуальные и застарелые вопросы, вроде того, как относиться к травящим и поносящим тебя...

Бывает же, что когда мы, молясь, смиряем себя, то и мы, в равной степени, рассчитываем получить оправдание, как оный Мытарь; но дело обстоит иначе: ибо необходимо заметить, что даже после того, как Мытарь поднялся от состояния греховности, он был в лицо презираем Фарисеем, и сам он, презирая себя, осуждал, не только не противовещая Фарисею, но и вместе с ним выступая против себя. Таким образом, когда и ты, оставив греховный навык, не будешь противоречить презирающим тебя за грехи и поносящим, но вместе с ними осудишь себя, признав себя, действительно достойным сего, и в сокрушении, путем молитвы притечешь к единой милости Божией, то знай, что ты — спасен, хотя бы и был мытарем. Ибо многие называют себя грешниками и говорят так и в действительности таковы; но сердце-то испытывается бесчестием. (Омилия 2. О мытаре и фарисее)

Сердце испытывается бесчестием. Так-то...

Поражает еще и то, насколько актуален сегодня святитель Григорий, живший в эпоху заката Византии, в окружении острейших социальных проблем. У него практически по всем острейшим вопросам современности можно найти брошенные как бы мимоходом замечания и формулировки.

Возьмем к примеру великолепную третью омилию «О блудном сыне».

Вот о свойствах государственной власти:

«Дар любви присущ и руководителям государств, как и пастырям овец, еще же и владельцам собственного имущества, но не настолько он силен, насколько — у родственных по плоти и крови, и из числа их особенно — у отцов к их чадам, то их любовь Он приводит как пример Своего человеколюбия, называя Себя Человеком и Отцом всех нас».

Вот вы можете себе представить, чтобы кого-нибудь из современных начальников и государственных деятелей можно было упрекнуть в отсутствии любви? Конечно нет, поскольку мысль о том, что такая любовь должна присутствовать в правлении и лежать в основе управления государством, для современного человека попросту дика. Хотя вот, прочли мы об этом, задали вопрос, и как-то само собой понятно, что человек, который не имеет хотя бы малого дара любви, просто не может и не имеет права быть хорошим правителем. И отсюда же понятно, почему православие предполагает в той или иной мере патерналистское устроение государства, устроение по семейному образцу. Просто никак иначе невозможно добиться того, чтобы в основе государственного строения лежала любовь. А без нее же (как много раз напоминает святитель Григорий) всё так же тщетно, как дом без крыши...

Или вот, о «ювенальной юстиции».

«И какой это закон и как может быть справедливым, чтобы отцы были должниками детей?! Напротив, конечно, сама природа явила, что дети должники отцам, как приявшие от них жизнь».

А вот о преподавании «светской этики».

«Лукавый обольститель дьявол не сразу предлагает человеку свой собственный образ действия и грех, но понемногу убеждает, нашептывая нам и говоря: "И ты, живя своим умом, не посещая храма Божия и не внимая учению Церкви, можешь и сам по себе видеть, что надо делать, и не удаляться от добра.

Дальше просто интересно (профессионалы патрологи — помогите) — это ход самого святителя или же переводчика, о. Амвросия Погодина?

«Когда же ум расслабеет, тогда душевная сила истинной любви отклоняется от этого истинного достойного предмета стремлений и расточается на всевозможные стремления услаждения: то расточается на вожделение не необходимых яств, то на вожделение нескромных тел, то на вожделение неполезных вещей, а иногда на вожделение тщетной и неславной славы. И таким образом несчастный человек разменивается на мелочь».

Этот вновь очень актуальный образ человека, разменивающегося на мелочь, показался мне из уст святителя XIV века совершенно поразительным.

И вновь поразительная по актуальности даже в лексике вещь — все эти «и целого мира мало», «нам нужен мир, и желательно весь», а заодно и ехидный диагноз либеральной экономической теории, которая, оказывается, порождена именно поведением страстного, распутного и возбешенного человека, который пасет чужих свиней и «не может насытиться от тех рожков, которые они ели» (Лк.15:16):

«Как это так, что естество плоти недостаточно для служения страстям распутного? — Золото или серебро, увеличившись у златолюбивого или сребролюбивого, принесло и увеличение недостатка, и насколько бы оно не прибавилось, настолько же и настраивает более жаждать его; чуть ли не целый мир, а пожалуй и целый мир, не будет достаточным для одного корыстолюбивого и властолюбивого. Поскольку же людей такого типа много, а мир — один, то как возможно кому из них насытиться своею страстью?».

И тут же увесистый пинок «пирамиде Маслоу». Оказывается поведение, подчиненное логике этой пирамиды, — это игра с наперсточником. Собственно, каждый человек, живущий во страстях (а кто у нас сейчас не таков?), ежедневно в этом убеждается. Дьявол — великий мастер облома и кайфоломки...

«Диавол же не хочет дать человеку насытиться низменными вожделениями, поскольку в душах, склонных к изменению, насыщение обычно производит перелом в отношении к ним. Итак, по справедливости, никто не дал ему насытиться».

Поэтому не удивляйтесь тому, почему еду и выпивку принесли не совсем те и не совсем вовремя, почему «она не дала», почему опять задерживают деньги, и почему на вас никто не обращает внимания и вас не ценят. Ведь если нам это всё дать немедленно и в избытке, то, может быть, мы и задумамеся: «А что там, выше?». Но нас будут дергать за ниточки, непрерывно, и морить полуголодом всегда, поскольку по-скотски бегать по кругу за морковкой человек может очень долго...

Наконец, ответ на вопрос, почему часто так бывает, что хорошие люди умирают, а плохие живут долго. Один из основных мотивов у святителя — это долготерпение Божие. Возмущенный старший брат блудного сына упрекает отца: «Ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот... пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк.15:29-30). Святитель отмечает, что «несмотря на требования праведников, Он не дал им ни одного из козлят, т.е. из грешников».

Бог не развлекает ни себя, ни своих слуг зрелищем скорой и конечной гибели грешников. Поэтому (добавлю мысль от себя), даже великие грешники чаще получают возмездие от руки других грешников или от несчастных случаев и естественных обстоятельств, чем от рук праведников. Святитель указывает тут на замечательное по силе вразумления видение святого Карпа.

Сего святого мужа опечалил один из неверующих. Причина печали была та, что неверующий совратил от церкви к своему злочестию одного из верующих. Стоя на молитве, он не мог преодолеть в себе чувства сильной скорби, какую причинили ему упомянутые два человека. Ему стало представляться, что эти беззаконные люди, развращающие правые пути Господни, несправедливо остаются жить на земле; и стал он молить Бога, да ниспадет с неба огонь на них, и пожжет их обоих. И он увидел отверстое небо и в нем сидящего Иисуса Христа, окруженного бесчисленным множеством ангелов в человеческом образе. Потом, опустив взоры вниз, он увидел рассевшуюся землю, и в ней глубокую темную пропасть; на краю же пропасти стояли те два человека, которым Карп, а в пропасти той пресмыкался змей, скрежеща зубами. Были здесь и другие какие-то люди, которые тех двух грешников били, толкали и влекли к страшному змию. Карп, видя, что опечалившие его готовы уже упасть в пропасть и быть съеденными змием, исполнился великой радости, и не столько Карп смотрел в отверстое небо и на сидящего в нем Иисуса Христа, сколько на близкую гибель этих двух грешников. Когда же он возвел очи на небо как прежде, то увидел, что Иисус Христос, встав с небесного престола, приблизился к этим людям, стоявшим на краю пропасти, и подал им руку помощи; ангелы же поддерживали тех людей и, укрепляя их, отвлекли от пропасти.

«Пролог» так передает слова Христа, сказанные разгневанному Карпу: «Сказал же Иисус Карпу, простирая руку: "Вот, бей Меня! Я готов и еще многократно быть распятым за спасение людей, и Мне это угоднее, нежели чтобы люди согрешали. Но смотри: угодно ли тебе быть в пропасти вместе с змием (который, как ты, ненавидит и желает погубить грешных людей), вместо того, чтобы быть на небе и вместе с Богом и человеколюбивыми и благими ангелами?"»

Если смотреть на нашу жизнь здесь, как на единственную и последнюю, то ранняя смерть лучших и долгое безнаказанное существование худших, конечно, страшно несправедливо, и давно уже пора всем хорошим людям собраться и убить всех плохих. Собственно, этого и требовали хорошие иудеи во главе с Иудой от мессии — Христа, а когда Он почему-то их требований не выполнил, собрались и убили Его...

Еще святитель Григорий дает вполне ясный материал в ответ на длящийся уже не первый год спор об «уранополитизме» и о том, есть ли у христианина отечество земное и должен ли человек любить своё племя и свой народ.

Этот вопрос вскользь, как, в общем-то, очевидный, святитель тем не менее решает едва ли не в каждой омилии... И никакого места «уранополитизму» как неведению своего племени, отечества и родства тут не остается...

Омилия 1. О сохранении мира друг с другом (вообще, потрясающее по силе увещевание против гражданской войны).

«Мы, кроме того, являемся братьями друг другу, как сущие от одного земнородного Адама и единые сотворенные по образу Божию; но и это — обще и нам и всем народам вообще. Мы же, сверх всего, являемся братьями друг другу и как чада одного и того же народа (этноса) и граждане одного и того же города (полиса); но особенно — как все обладающие богатством иметь общую Матерь — Священную Церковь и православие, Начальник которого и Совершитель есть Христос».

Таким образом, наше братство, полагаемое в общей природе от Адама, продолжается и увеличивается как братство сынов одного народа и одного отечества (надо понимать, что для греков город — это не место проживания, а единица социального мышления). И братство сынов Церкви во Христе есть не упразднение братства в одном народе и граде, но особенность, усовершение благодатью братства естественного.

И далее святитель специально еще раз апеллирует к устроителям гражданских беспорядков не только как к христианам, но и как к сынам одного народа и города:

«Познайте родство друг с другом, не только по душе, но и по плоти, происходящее от родителей ваших».

Омилия 3. О блудном сыне

Здесь святитель говорит о тех, кто предает ум свой страстям и начинает ненавидеть людей:

«Сам ум наш, еще неотступивший от Бога, вызывает в нас гнев только против диавола и употребляет мужество души на борьбу против дурных страстей, против князей мрака, против духов зла. Если же он не держится божественных заповедей вооружившего его Владыки, тогда он воюет против ближних, неистовствует на соплеменных, приходит в ярость на не выражающих одобрения безумным его стремлениям, и человекоубийцей, увы, становится человек, уподобившись не только бессмысленным скотам, но и — пресмыкающимся и ядовитым животным, — становится скорпионом, змеею, порождением ехидны».

«Неистовство на соплеменных», — как видим, — есть грех того же порядка, что и война против ближних и ненависть к противящимся нашим грехам. Человек, который ненавидит свой народ и враждует против него — это скорпион, порождение ехидны...

Омилия 4. О Втором пришествии

Здесь святитель четко противопоставляет два типа племен, которые по-разному встретят Господа:

«Так и Сам Господь говорит: "Тогда восплачутся вся колена земная". Племена же земные, это — те, которые не покорялись Пришедшему с небес, и не знали и не призывали Небесного Отца. Они по качеству своих дел никак не могут быть отнесенными к Его племени».

Среди народов, которые застанет Господь на земле, когда грядет на облацех, будет категория «племен земных», то есть таких племен, которые именно как племена отвергли Его. Это не все народы вообще, — святитель специально отклоняет эту интерпретацию, а именно отвергшие Христа народы.

И дальше спустя какое-то время святитель закрепляет эту мысль через евангельские слова: «Созвучно сему — и Святое Евангелие: "тогда", — говорится, — "соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ» (Мф.25:32).

Я сам только сейчас, у свт. Григория прочитав определение колен земных, обратил внимание на то, что в Евангелии говорится именно суде над народами, а не о суде только над отдельными личностями. Не «персон» будет отделять Господь друг от друга как овец от козлищ, а именно языци, народы. То есть Господь на Страшном Суде различит и разделит «народы-овцы» от «народов-козлов» (так что, в общем-то, прав Делягин: «мы, оказывается, собираем подписи против 282-й и за Христа тоже)»...

Единственно, что отсюда не следует, так это, опять же, право «народов-овец» так вот просто объявлять кого-то козлами и предпринимать «активные меры». Ибо, как говорит тот же святитель: «Он невидимо принуждает ангелов, удерживая их рвение против богоборцев, а потом Он явно приидет и не премолчит, но и с презрением отвергнет непокорных и предаст их мукам».

Так что в племени небесном, которое покорилось Пришедшему с небес, и знало и призывало Небесного Отца, национализм никак не может быть злом. Верность своему племени и братству по плоти в таком племени — верность добродетели. И, напротив, в «племени земном» национализм плох, хотя прежде всего в тех случаях, когда он направлен против племени небесного и если верность племени мешает любить Бога.

Для России и русских так вопрос даже и не стоит, для нас верность нашему племени ведет к призыванию Небесного Отца, к тому, что мы по своему племенному братству — овцы Его (а дальше уж как каждый распорядится этим даром).

Единственное, нельзя доходить до расшибания лба, до той ошибки, в которую впал упомянутый выше св. Карп, незаметно перешедший на сторону змея...

Наконец, святитель Григорий дает ключ к пониманию и еще одного актуального спора сегодняшних дней, к дискуссии о гражданской войне и о пресловутой власовщине. Святитель прямо отвечает на известную формулу прот. Митрофанова о том, что «в ходе революции и гражданской войны плохие русские победили и истребили хороших русских».

В уже цитированной первой Омилии святитель дает настоящее богословие гражданского мира, основанное на идее братства по плоти, по племени и отечеству и по жизни во Христе. И вновь всё звучит так актуально, как будто это современная публицистика, а не проповедь сказанная в середине XIV века в пережившей мятеж против Иоанна Кантакузена Фессалонике.

«По действию диавола, наступившая, а лучше сказать — не однажды наступившая, но часто приходящая ненависть изгнала любовь и уничтожила наше единство, бывшее по причине любви — и в отношении друг к другу, и в отношении Бога; эта ненависть не только разлучает друг от друга общие члены города и как бы приводит его в расслабленность, но и производит возмущения и непримиримые раздоры и, сделав сограждан врагами друг другу, придала нашему городу вид города, захваченного врагами, несчастным образом восстанавливая его против самого себя и делая его коварным и враждебным к самому себе, так что, находясь в таком пагубном состоянии, он сам для себя стал загадкой. Потому что, кто это те, кто делают набеги на город и к тому же иногда разрушают дома, и расхищают имущества в домах, и с великим бешенством отыскивают хозяев домов и немилосердно и бесчеловечно дышат против них убийством? — Разве, не сами жители этого города?! Кому приключилось это безумие, кому принадлежат эти вопли, и нападения, и набеги? Разве не тем же самым гражданам этого города, от которых он некогда видел столько добра. О, горе! Увы, какое великое бедствие! — Город сам с собою воюет, сам от себя терпит войну, своими собственными ногами попираются, своими собственными руками разрушаются, своими собственными боевыми кличами приводится в смятение, когда то, что лучшее в нем попирается и худшая часть несчастным образом завладевает».

Вроде бы последние слова — один к одному о. Митрофанов. Но нет! Это полная противоположность, подобная тому, как есть между православием и ересью, к примеру, ересью несторианства. О чем учат несториане? О том, что во Христе есть Бог-Слово и человек Иисус. Два лица, две персоны. Подобно этому и о. Митрофанов говорит о том, что в русском народе восстали друг на друга «хорошие русские» и «плохие русские». О чем учат православные? О том, что в ипостаси воплощенного Бога-Слова соединенны неслиянно и неразлучно Божество и человечество. Подобно этому свт. Григорий учит, что в гражданской войне в Солуни добрые граждане разделились по наущению диавола и худшее в городе победило лучшее в нем. Не худшие лучших, а именно худшее восторжествовало над лучшим. Я, конечно, далек от того, чтобы без оснований подозревать прот. Георгия в несторианском образе мыслей в области догматики, но, к сожалению, давно уже владеющее нашей петербургской школой «методологическое несторианство» здесь проявляется весьма ярко в гипостазировании понятий. И ведет к весьма нехорошим политическим и духовным выводам.

Подлинно православная логика святителя Григория состоит в том, что в племени небесном, народе-агнце может произойти ненавистью дьявола ужасное разделение. Граждане, от которых еще недавно град видел одно лишь добро, ломают, крушат, воюют друг с другом. И так худшее, что есть в этом сообществе — грехи, низменные страсти и т.д., одолевает лучшее — любовь, милосердие, братство.

И какова же истинная дорога преодоления смуты? Она прямо противоположна той, которую проповедуют сейчас неовласовцы и все, кто пытается вновь стравить части нашего народа, все, кто рассуждает о «подонках и потомках подонков», о «худших, из которых теперь только и состоит русский народ» и всем таком прочем, что сейчас вновь будет обострено в связи с «Попом».

Кстати сказать, об осуждении, огульном осуждении всех и вся, как признаке тяжелого духовного рака — фарисейства, святитель Григорий говорит очень ярко в Омилии о мытаре и фарисее, анализируя превозношение фарисея над мытарем (а тот ведь и впрямь был мерзавец мерзавцем — взяточник, коррупционер, насильник и вообще...).

«Всех, — о, безумие! — презирая, он считал, что единственный на свете праведник и целомудренный, это — он; "Яко несмь", говорит он, "якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь". Какое безумие! — мог бы тебе кто-нибудь сказать: если, за исключением тебя, все люди грабители и обидчики, то где же тогда место для жертвы, терпящей хищничество и ущерб?»

Это, кстати, прицельный ответ нашим либералам, и светским и церковным, которые так любят причитать о «системе, построенной на всеобщей лжи и воровстве». Тут же святитель втыкает фарисеям, у которых все, кроме них (или даже включая их), воры и лжецы, еще одну «шпильку».

«Если все люди таковы (как их изображает Фарисей), то, следовательно, имущество Фарисея должно было подвергнуться расхищению со стороны всех людей, такого рода. Но это представляется не так; ибо он сам прибавляет, что: "Пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу". Он не говорит, что отдал десятую часть того имущества, которое раньше приобрел, но говорит — "которое приобретаю", этим показывая прибавление и рост своего имущества; значит, он обладал тем, что раньше приобрел и к этому прибавлял без ущерба то, что мог; так как же тогда, все люди, кроме него, грабили и похищали?!».

Но вернемся к прицельному фарисейскому расстрелу «подонка и мрази» — мытаря, который в глазах Фарисея — исчадие ада. И вновь святитель точно клеймит наших современных «фарисеев», которые, прицепившись то к той или иной исторической личности, то к тому или иному нашему современнику, следуют в своих рассуждениях принципу «демонизация демонов не есть прегрешение». «Нельзя, нельзя!» — категорично восклицает святитель.

«Что же означает выражение "сей мытарь" и это особое упоминание о нем? Будучи одним из общего числа и вместе с прочими принадлежа к приведенному тобою обществу, разве и он уже тем самым, так сказать, не подлежит общему осуждению? Или же ему долженствовало двойное осуждение по той причине, что он попался на твои фарисейские глаза, хотя и далеко был позади? Кроме того, в том, что он явно является мытарем, ты видишь в нем беззаконника, но откуда тебе известно, что он и прелюбодей? Разве на том основании, что он нанес неправду другим, тебе разрешается безответственно наносить неправду ему? Это — нельзя, нельзя! Но он, вот, нося в смирении души твое гордое порицание и принося Богу вместе с осуждением себя моление, справедливо получит от Него аннулирование осуждения за те неправды, которые совершил; а ты, гордо обвиняющий его и всех людей и из всех только себя оправдывающий, справедливо будешь осужден».

Иногда я думаю, что «неовласовцы» и прочие породы фарисеев посланы нашей Церкви и народу именно ради этого, ради того, чтобы снося их ложь и клевету, вместо того чтобы дать им заушение, мы могли бы скорее получить кассацию своих действительных грехов через возведение на нас грехов мнимых. Если так, то на нашу же пользу посланы нам эти жалящие высокомерные себялюбцы.

Но и к ним, и к нам, ко всем святитель Григорий Палама определенно обращает свой рецепт восстановления гражданского мира. Он прост, понятен и добросердечен, так решительно противопоставляющий истину и фарисейству и мытарскому хамству (кто-то пошутил, что в последнее время появилась новая порода — мытари, гордящиеся тем, что они не как эти фарисеи).

«Примиритесь с Богом! Познайте родство друг с другом, не только по душе, но и по плоти, происходящее от родителей ваших. Вспомните бывшие раньше дни мира: какими благами его вы наслаждались и которых всех ныне вы лишились. Не засчитывайте причиненное кому зло, и не желайте воздать злом за зло, но добром побеждайте зло, укрепляя взаимную любовь, чтобы стяжать вам любовь Божию и свою любовь проявить к Нему. Потому что, для нелюбящих своих братьев, невозможно иметь любовь к Богу, ни от Него иметь, как плод сего — благодать и божественное о себе попечение».

Национальное единство, отказ от ненависти и мести — это способ восстановить и мир гражданский и мир с Богом. А у кого этого нет, тот и Богу окажется чужой.

Вот такой вот добрым молодцам урок из неложных слов одного из величайших святителей, учителей и богословов в истории Православной Церкви


Обсуждение (высказываний: 8)   

Статьи на тему:
Патриарх едет в Киев на особом поезде
Американская девочка, требовавшая снять религиозную символику в школе, получит стипендию от атеистов
именно за такими площадками будущее русских медиа
У патриарха Кирилла случился инфаркт
Сегодня состоятся похороны Алексия II
Поздравление с Рождеством Христовым

Русский Обозреватель: МаркетГид:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»