RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
мая
 
 
 
Лица
 
Дата 29.12.2008 15:13 Вставить в блог Версия для печати

Юлиус Эвола: Истинное "Я" и истерическая марионетка

Тема: ЛИЧИНА И ЛИЦО СОВРЕМЕННОГО СПИРИТУАЛИЗМА
Глава 3. Часть 2

Продолжение. Начало см. Юлиус Эвола. Спиритизм как инфекция,
Юлиус Эвола. Бегство к "сверхъестественному",
Юлиус Эвола. Личность и невидимое,
Юлиус Эвола. Суеверия и галлюцинации
Юлиус Эвола. Спиритизм и "психические исследования"
Юлиус Эвола. "Смертный" или "бессмертный"?
Юлиус Эвола. Критика психоанализа
.


Характерным положением фрейдизма является непризнание наличия в человеческом существе какого-либо высшего духовного центра, то есть «Я» как такового. Утверждается, что по отношению к бессознательному «Я» лишено всякой власти. Как начало, способное к распознанию истинных ценностей и определению автономных норм, оно рассматривается как иллюзия, которая по сути своей сама является порождением некого «комплекса».

Как правило, предполагается, что на сознательном моральном уровне в человеке действует так называемое «сверх-Я», характерной чертой коего является «интроекция» всех запретов, табу и ограничений, существующих в среде, путём цензуры, блокировки и подавления требований бессознательного. Таким образом, место настоящего «Я» заменяет уступчивая и довольно истеричная марионетка.

Как уже говорилось, само «Я» в подобной трактовке является продуктом проявления некого комплекса (нарциссического или «аутистического»), зарождающего в раннем детстве, на той стадии детского эротизма, когда ребёнок (опять же, согласно психоанализу) удовлетворяет собственное либидо без участия других личностей, тем самым, достигая своего рода самодостаточности и даже автаркии.

Этот комплекс может проявляться также в другой форме, являясь главным фактором обострения чувства «Я», Фрейд назвал подобную крайнюю форму Я-идеалом; в этом случае «интроецированные» ценности и внешние нормы утверждаются абсолютным, деспотическим образом посредством либидо sui generis (особого рода – лат.). Отсюда выводится иллюзорность автономии «Я» и противопоставление между «Я» и тем, что в действительности представляет собой человек по отношению к другими, более аутентичными выражениям либидо и Оно. Сознательному началу отводится роль своего рода обвинителя инстинктивной части собственного существа. Двучлен «сверх-Я» и бессознательное (или либидо) признаётся фактором, определяющим фундаментальную структуру человека, и в противоборстве этих двух начал видится ключ к истолкованию не только типичных неврозов, но всех поступков, считающихся нормальными.

Как уже говорилось, «заряды», заложенные в бессознательном, должны разрядиться. Поэтому единственной альтернативой считается необходимость направлять соответствующие влечения таким образом, чтобы их осознание, как противоречащих требованиям среды и общественной действительности, не приводило к нежелательным или даже трагическим последствиям. В этом смысле единственным способом считается их удовлетворение путём переноса; отвлечения от непосредственно желаемого предмета за счёт переноса влечения на другие, замещающие предметы, цели или субъекты, не приводящие к возникновению серьёзных конфликтов. Такова система «переноса» или «сублимации».

Например, человек, которому необходимо преодолеть кровосмесительный комплекс, должен снять нагрузку, сместив заряд либидо к примеру на родину, понимаемую как «Мать». Большая часть этих процессов замещения разворачивается в бессознательном; индивид их не осознает и думает, что действует из благородных побуждений и в благих целях до тех пор, пока психоанализ не раскроет ему глаза.

Если же, напротив в результате торможения, пусть даже бессознательного со стороны «сверх-Я» или по причине «страха перед обществом», испытываемого человеком либо напрямую, либо благодаря социальному противодействию, он подавляет определённые влечения, они возвращаются в область бессознательного и обрастают новыми комплексами или же приводят к пробуждению прежде скрытых комплексов, которые являются либо частью архаичного наследия, либо выражением детского либидо. Подобные ситуации отравляют повседневную жизнь, приводя к возникновению различных форм неврозов. Тогда, якобы начинает действовать то, что Фрейд называл «принципом нирваны»; индивид ищет убежища в бегстве от действительности, что позволяет ему снять непереносимое напряжение. Однако во многих других случаях происходит простое отыгрывание, то есть скрытые психические потребности удовлетворяются, несмотря ни на что, благодаря ослаблению или приостановке способности сознательного «Я» к управлению и цензуре, подобно тому как это происходит в сновидческом опыте. Известны также случаи активного вмешательства, приводящие к исчезновению определённых переживаний или даже психо-физических расстройств из сознания или памяти. Но обычно эти глубинные потребности просто выжидают подходящего момента, чтобы в замаскированном виде «сдвинуть» «Я» в нужном направлении и так или иначе разрядить свою энергию, в том числе путём ранее упомянутой сублимации.

Помимо этого, существуют также возможности, открываемые «стадным инстинктом». Вслед за Лебоном, Фрейд подчёркивает, что индивид, ощущая себя частью толпы, утрачивает «страх перед обществом», перестаёт испытывать чувство собственного бессилия перед средой, теряет ответственность, что позволяет подавленным влечениям проявиться в своей изначальной форме.

В данном контексте можно вспомнить также психоанализ Адлера (направление, названное им индивидуальной психологией). В его основу он положил несколько иной принцип, определяемый как Geltungstrieb, то есть потребность индивида в признании, самоутверждении, каковая впрочем реализуется посредством аналогичных бессознательных механизмов, которые начинают действовать когда это стремление оказывается заблокированным условиями среды, сложившийся ситуацией или собственным бессилием. Это порождает пресловутый «комплекс неполноценности», толкающий к поиску ложных мотивов для самооправдания, либо же происходит «сверхкомпенсация», т.е. эта потребность удовлетворяется невротическим замещающим образом, что позволяет человеку скрыть от себя собственное бессилие в той или иной ситуации и уклониться от действия. Можно привести смешной пример того, куда заводит такой подход; так одна ученица Фрейда и Адлера попыталась проанализировать абсурдное, по её мнению, притязание мужчины на превосходство над женщиной и мужской деспотизм в истории цивилизации. Причину этого она обнаружила в невротической «сверхкомпенсации», порождённой бессознательным «комплексом неполноценности», который возник в результате того, что в отличие от женщины мужчина не способен к полной самоотдаче во время полового акта. Чтобы восполнить это тягостное чувство неполноценности мужчина начал добиваться превосходства в других областях и истерично самоутверждаться как господствующий «сильный пол»…

Возвращаясь к общей антропологии, разрабатываемой фрейдизмом, легко заметить, что для неё практически не существует этических конфликтов в подлинном смысле этого слова. Любой душевный конфликт утрачивает этический характер, поскольку является следствием некого невроза. Когда сознательная личность противится или противоборствует каким-то потребностям другой части своей природы, это является не проявлением высшего закона, но своего рода семейная ссора или стычка между комплексами, поскольку, как указывалось, когда «Я» думает, что действует самостоятельно как высший независимый и деспотичный законодатель, оно якобы испытывает эффект некой аутосадистской разновидности «аутистичного» комплекса; даже сталкиваясь с катастрофой или смертью, чтобы устоять, «Я» остаётся лишь «движимым», а двигателем является Оно. Даже если в душевной жизни отсутствуют явно выраженные неврозы, они всегда существуют в потенции, так как «Я» может наслаждаться миром и покоем только благодаря приспособлению, переносам и сублимациям, происходящим до той или иной степени бессознательно. Но достаточно одной травмы, чтобы началась «регрессия», т.е. пробуждение влечений и комплексов в их изначальной форме, с соответствующими первоначальными целями и предметами.

Теперь можно перейти к фундаментальной критике. Прежде всего, рассмотрим фрейдистское определение либидо как основополагающей части бессознательного. Фрейда обвиняли в «пансексуализме». Иногда он предпринимал попытки оправдаться. Он писал: «Мы называем либидо энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь. Эта энергия рассматривается, как количественная величина, хотя в настоящее время она еще не может быть измерена». Он уточняет также, что речь идёт в том числе о поэтической любви, предметом устремления каковой могут быть как конкретный предмет, так и абстрактная идея. Но тут же добавляет, что: «психоаналитическое исследование доказало, что все эти стремления являются выражением одних и тех же влечений, направленных к совокуплению между полами, и хотя в некоторых случаях они могут направляться не на сексуальную цель или сдерживаться, они всегда сохраняют достаточно от своей изначальной природы, что не оставляет никаких сомнений относительно их идентичности». Поэтому, когда Фрейд говорит, что, если кому-то хочется использовать менее грубое выражение, он может употреблять вместо термина либидо слово эрос в более широком платоновском смысле, ясно, что это просто игра слов. Действительно всё, что он говорит о происхождении и развитии основных комплексов, как в детской жизни, так и в жизни дикарей или «первобытной орды» обосновывается исключительно существованием тесной связи между либидо и сексуальностью.

Таким образом, совершенно очевидно, что по большей части психоанализ истолковывает индивидуальное и коллективное существование в сексуальном ключе, что заставляет думать, что подобное учение могло прийти в голову только человеку, для которого секс стал самой настоящей навязчивой идеей. Фрейдизм стал отражением той пандемии или одержимости сексом, которая является одной из наиболее характерных черт современной эпохи; именно этому он обязан большей частью достигнутого успеха, в свою очередь усилив это явление и придав ему псевдонаучное обрамление. Для «ортодоксальных» психоаналитиков секс является навязчивой идеей, тем, что подобно некому импульсу или любимому ими комплексу Оно, принудительно «движет» ими и не позволяет замечать ничего другого в полном соответствии с их же убеждением, согласно которому одной из функций Оно является торможение сознания невротика, что мешает ему видеть то, что ему не нравится. Именно так надо отвечать психоаналитикам, когда они начинают утверждать, что неприятие их учения означает, что оно задело за больное, что всякое возражение против него свидетельствует о внутреннем сопротивлении, с которым не может справиться его противник, и что, прежде чем рассуждать, ему самому следовало бы пройти психоанализ. На самом деле, верно прямо обратное.

Продолжение следует


Обсуждение (высказываний: 2)   

Статьи на тему:
Спиритизм как инфекция
Критика психоанализа
Избавиться от цепей ещё не значит освободиться
Личность и невидимое
Бегство к "сверхъестественному"
Два бессознательных

Историческая память: Globoscope.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»