RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
26
июня
 
 
 
Летописи
 
Дата 20.12.2006 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Нужна ли нам новая региональная политика?

Тема: ПОЛИТИКА Псков
Нужна ли нам новая региональная политика?Ни для кого не секрет, что регионы в нашей стране развиваются неравномерно. Кто-то быстро вырывается в лидеры, а кто-то год из года «плетётся в хвосте». Хотя даже по закону все субъекты Федерации должны получить равные возможности для развития и разрыва между, например, Москвой и Иркутской областью быть не должно. Но, на бумаге выходит одно, а в реальной жизни всё совсем по-другому. На примере такого региона, как Псковская область хотелось бы попытаться проанализировать, а почему так происходит?

Псковская область: взгляд изнутри

С 1348 по 1510 годы на Русской земле существовал удивительный феномен – Псковская вечевая республика. Высшим органом власти в ней являлось народное Вече. Это был один из первых примеров существования демократического государства не только на Руси, но и во всей Европе. Вече принимало законы, объявляло или войну, или заключало мир, решало иные важнейшие проблемы в жизни республики. После присоединения Василием III к Московскому государству, Псковская вечевая республика прекратила своё существование, как самостоятельная геополитическая единица. Многое изменилось за эти пятьсот лет на Псковской земле. На сегодняшний день, как и несколько столетий назад Псковская область снова стала приграничной.

После падения Советского Союза экономика региона очень сильно пострадала. Рухнули практически все былые экономические связи между предприятиями Союза, встали заводы, люди оказались без работы. Основное «ядро» экономики региона до начала девяностых составляли предприятия военно-промышленного комплекса. Стоит ли удивляться, что через пять лет от них остались «рожки да ножки». Регион стал полностью зависимым от дотаций из Федерального Центра, а безработица достигла угрожающих размеров.

Изменения в экономике региона начались только после прихода к власти в ноябре 1996 года нового Главы Администрации Псковской области – Евгения Михайлова. Чтобы как-то изменить ситуацию в области Евгений Михайлов предпринял попытки создания на территории региона крупных государственных предприятий. Развивать Евгений Михайлов решил алкогольную промышленность, которой до этого на территории области не было вообще.

В качестве плацдарма для начала алкогольной экспансии был выбран изъятый в счет погашения долгов перед областным бюджетом в январе 1997 года Псковский пищекомбинат Псковоблпотребсоюза. На его базе было образовано новое предприятие ЗАО «Псковпищепром» с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству. Учредителями ЗАО «Псковпищепром» выступили Псковоблпотребсоюз, руководимый Валентином Каленским и созданное тогда же ГУП «Псковалко», где генеральным директором был Василий Салопов. Поставка спирта для работы предприятия осуществлялась с Удохского спиртового завода, куда членом совета директоров был назначен заместитель Главы Администрации области Михаил Гавунас.

Чтобы в кратчайшие сроки развить эту отрасль, Администрация области и Псковское областное Собрание пошли на беспрецедентные и по-своему инновационные для России меры. Весной 1999 года принимается Закон Псковской области «О государственной поддержке предприятий, производящих алкогольную продукцию». То есть предприятиям, производящим алкоголь государство в целях их развития будет предоставлять субвенции. В период действия закона с 1999 по 2004 годы из областного бюджета было выделено 371,6 миллиона рублей субвенций, большая часть которых досталась именно ЗАО «Псковпищепром». В целом, поставленные задачи решить тогда удалось. Был существенно сокращён теневой оборот некачественной алкогольной продукции и в разы увеличились поступления в бюджет за счёт реализации алкоголя. Но были и ошибки. В первую очередь - это дополнительная эмиссия акций ЗАО «Псковпищепром» произведённая в 2000 году, из-за которой государственное предприятие ушло в частные руки. Затем проследовало ещё несколько дополнительных эмиссий, в ходе которых доля государства в пакете акций крупнейшего налогоплательщика области уменьшилась до смехотворной величины, равной нескольким процентам.

В тоже время плохо велась работа и по привлечению в регион иностранных инвестиций. В год в область вкладывалось всего лишь чуть больше миллиона долларов и это при учёте приграничного статуса Псковской области. Причиной такой нелюбви инвесторов к региону выступил ряд факторов. Во-первых, это плохая логистика региона по сравнению с соседями: Новгородом и Ленинградской областью. Во-вторых, это высокий энерготариф. В отличие от тех же соседей, в Псковской области нет крупных потребителей электроэнергии, но есть очень протяжённые линии энергопередач. Это обуславливает высокую стоимость киловатт-часов. В-третьих, это сложная политическая и экономическая обстановка внутри региона, а также практически полное отсутствие программ по работе в целях привлечения инвесторов.
Ещё же одной инновацией явилось образование в Псковской области платных автодорог. Это несколько трасс на границе Псковской области с Эстонией, Латвией и Белоруссией.

Стоит только отметить, что за всё время восьмилетнего правления Евгения Михайлова область так и оставалась глубоко дотационной. У региона возник объёмный многомиллионный внешний долг перед коммерческими банками, многие статьи бюджета исполнялись на 30%-70%, а «дыры» пытались латать в основном только получением денег на социальную сферу из Москвы, а также списанием старых долгов или погашением их за деньги из того же Федерального бюджета.

После прихода к власти в декабре 2004 года нового Губернатора - Михаила Кузнецова, для развития экономики региона был выбран другой путь. В изначально дотационной области принимается бездефицитный бюджет и начинается политика ускоренной оптимизации. В понятие «ускоренная оптимизация» вкладывается сокращение нерентабельных социальных учреждений. В первую очередь сельских школ и больниц, а также учреждений культуры. Во многом эта политика правильная. Когда в школе учеников столько же, сколько и персонала, то целесообразность содержать это учреждение на балансе областного бюджета вызывает вопросы. Но в тоже время не стоит забывать, что это и палка на двух концах. Сократив сегодня социальные учреждения, мы оставим людей без работы. В сельской местности практически единственным местом, где можно найти постоянную работу являются государственные учреждения. А если сократить и их, то люди просто покинут село в поисках лучшей доли. На фоне демографического кризиса, когда население области сокращается в год больше, чем на десять тысяч человек, а это при населении чуть больше, чем семьсот тысяч человек – подобное положение выглядит критически. Картина, конечно, удручающая, но во многих других субъектах Федерации положение и того хуже.

Выход из кризиса есть

Столько тяжёлое экономическое положение в некоторых регионах Российской Федерации, в том числе и Псковской области – это не вина регионального руководства. И политика Михайлова, также как и политика Кузнецова – это в первую очередь вынужденное антикризисное управление. Первый пытался что-то строить, искать денег на стороне. Второй же пытается урезать издержки и тем самым хоть как-то исправить ситуацию. А в том, что в Псковской области год из года принимают «бюджет выживания» виновата больше общефедеральная система.

Львиная доля инвестиций идёт в крупные промышленные и экономические центры. Это, как правило, Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и другие регионы, богатые полезными ископаемыми. В Псковской области, как, например, и в Ульяновской крупных месторождений нет. Есть в этих областях и нефть, и торф, но промышленного использования этих ресурсов нет или оно крайне мало. Приграничное положение Псковской области является огромным плюсом, но при существующей системе распределения налоговых поступлений и развития экономических центров оно тоже никак не используется. Например, все налоговые отчисления от таможни уходят полностью в Федеральный бюджет.

В первую очередь, чтобы как-то исправить ситуацию необходимо ввести эластичную систему распределения доходов на всей территории России, начиная с уровня муниципалитетов и заканчивая уровнем Федерации. Огромным плюсом будет поддержка инвестиционной деятельности. Сейчас государством уже делаются шаги в этой сфере. В России создаются новые виды банков, основной задачей которых будет инвестирование в рисковый сектор экономики. На Западе этим успешно в течение десятилетий занимались венчурные фонды. Деятельность такого вот прообраза венчурных фондов в России становится видна уже сейчас. На данный момент крестьяне имеют возможность получать крупные кредиты под низкие проценты. А развитие малого и среднего бизнеса на селе, например, в Псковской области могла бы нивелировать последствия оптимизации социальной сферы. Сокращённые учителя и врачи имели бы возможность реализовать себя в бизнесе. А бюджет области пополнился бы налоговыми поступлениями от их хозяйств.

Также на изменение обстановки в экономике регионов огромную роль будет играть реализация национальных проектов. Тот же проект «Доступное и комфортное жильё» решает сразу три проблемы: занятость населения, сокращение числа безвозвратно уехавших жителей и квартирный вопрос. Это, уже не говоря о снижении уровня социальной напряженности в обществе.

Примером для подражания в решении квартирного вопроса является Белгородская область, где за 2006 год построено уже один миллион квадратных метров жилья. Упор в данном случае делается на коттеджную застройку. Для будущих хозяев собственности предусмотрены сверхнизкие ставки по кредитам и весьма долгий срок погашения кредиторской задолженности – семь лет.

За пять же лет в Белгородской области введено 4,2 миллиона квадратных метров жилья, то есть новоселье справили 150000 человек. Это 10% от общего числа населения, и в ближайшее время планируется увеличить эти темпы в 2 раза. Также в планах областного руководства – полностью расселить жильцов общежитий коридорного типа, которых сейчас в области около 3000. «В будущем году последняя семья из общежития справит свое новоселье», - подчеркнул Губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Также Губернатор остановился на программе «Молодежный ЖСК» (в ее рамках в Белгороде построен один дом со стоимостью жилья для молодежи 8000 рублей за 1 квадратный метр, и еще один дом строится) и на программе развития ИЖС. Планируемый итог программы – две третьих жителей области будут жить в индивидуальных домах. Вот это рост!

Псковская область: каковы перспективы?

При всех минусах, которые мы сейчас имеем на территории региона – ситуация всё же имеет предпосылки к изменению. Во-первых, в крупных экономических центрах уже сейчас наблюдается переизбыток финансового капитала. В скором времени инвесторы основательно переключатся на регионы. Учитывая благоприятное положение от Москвы и от Санкт-Петербурга можно предположить, что часть этих денег достанется и нашему региону.

Во-вторых, реформы, которые сейчас проходят в стране, коснутся всех субъектов Федерации. В данный момент в области идут крупные работы по газификации отдельных районных центров. Но в тоже время тормозится строительство жилых домов. Причиной тут является низкая платёжеспособность населения региона. Как это ни печально, но жители Псковской области в большинстве своём пока не в состоянии покупать себе квартиры и строить индивидуальные коттеджи. Национальные проекты «Здоровье» и «Образование» в Псковской области идут куда более успешно.

В-третьих, уже сейчас что-то для изменения ситуации делается областным руководством. При Администрации Михаила Кузнецова началась активная работа по привлечению в регион инвестиций. 29 сентября 2005 года был принят во втором чтении на сессии Псковского областного Собрания депутатов Закон Псковской области «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области». Эти законом предусматривались существенные уступки в налогообложении и государственная поддержка инвесторам, решившим вкладывать деньги в экономику региона. Также комитетом по инвестициям и стратегическому развитию администрации Псковской области совместно с Международным Центром развития регионов была разработана Программа экономического и социального развития Псковской области на 2006-2010 годы. Разработчики этой программы ожидают привлечения в область 42 миллиардов рублей прямых инвестиций до 2010 года.

Можно долго с пеной у рта спорить о том, а почему мы так плохо живём. И в большинстве своём доводы всех сторон будут правильными. Но ситуацию могут изменить не разговоры, а только реальные дела в правильно выбранном направлении. И, разумеется, строительством одного водочного завода или принятием одного «умного» закона экономику региона не поднять. Тут нужен комплексный подход. Участие в разработке этого подхода и претворение его в жизнь и является основной задачей регионального руководства, которую оно должно выполнять. А пока, даже если мы и будем массово строить жилые дома, то в них некому будет жить, так как население находится за порогом бедности особенно в сельской местности и не сможет приобрести квартиры. Приоритетной поэтому в данном случае должна быть законодательно сформированная социальная защита работающего и неработающего населения при стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Когда у людей будут деньги, то они найдут: куда и на что их потратить. А новая региональная политика нам не только нужна, она нам необходима! Это вопрос выживания нации!

Дмитрий Ершов

Обсуждение (высказываний: 3)   

Статьи на тему:
«Единая Россия» считает митинг 24 декабря циничной игрой
Контр-ЦИК
«Список Магнитского» одобрен в Сенате
Медведев наградил Бастрыкина
Медведев внес в Госдуму законопроект о выборах глав регионов
Напрасное ожидание

Русский Обозреватель: Globoscope.ru:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»