RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
22
сентября
 
 
 
Лица
 
Дата 20.12.2006 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Алексей Громский: Национализация Деда Мороза

Тема: ПОЛИТИКА Вологда
Алексей ГромскийКогда говорят государственном суверенитете и его формальных признаках вспоминаются в первую очередь государственные символы. И если знаком государственного значения является флаг, герб и гимн, то общими символами, спаивающими многочисленные ячейки общества, трудовые коллективы, населения городов и регионов, становятся общие, архетипические, знакомые с детства культурные образы. Тот, кто формирует эти образы и наделяет их полнотой смысла, становится в конечном итоге лидером народа. Значение подобного символа поняли, кажется, несколько лет назад в Вологодской области, организовав в древнем русском городе Великом Устюге резиденцию Деда Мороза.

Можно конечно высмеивать замечания главы администрации Вологодской области Позгалева о государственной важности проекта "Великий Устюг — родина Деда Мороза", а можно вспомнить, как изменили образ его заграничного коллеги Санта Клауса время, политкорректная Америка и дизайнеры компании Кока-Кола. Для тех, кто не знает, прототипом бородатого мужика с мешком подарков был Святой Николай Мирликийский, один из самых почитаемых христианской церковью святых. В ортодоксальной Европе этот новогодний и рождественский персонаж встречает детей до сих пор в епископском облачении. В протестантской, характерной для Америки, традиции святых не почитают. Зато там в цене торговые бренды. И именно для большей брендовости святого епископа не просто переодели в красную, цвета банки с кока-колой, шубу, но и наделили ... женой. А так же поселили гораздо севернее города Миры - в Лапландию. Получился совершенно новый символ, нагруженный новыми смыслами.

Так что обнародованная на днях инициатива вологодских чиновников, отвечающих за реализацию этой программы, унифицировать образ Деда Мороза, выглядит политически оправданной. Совершенно недавно профильный департамент Вологодского правительства осознал тот факт, что Дед Мороз в последнее время все более европеизируется и скоро будет как две капли воды похож на бедолагу Клауса, только в шубе другого цвета. Особенно важно, что заявив о начале разработки унифицированного внешнего вида новогоднего Деда на основе русских литературных и фольклорных источников, они подчеркнули, что затвердят в стандарте не только внешний вид, но и характер любимого детского персонажа.

Сказку о том, как Дед Мороз, или правильнее Дед из Морозовец, крупного села близ Великого Устюга, стал другом всех российских детей действительно знают не многие. И эта история некогда героического молодого русского богатыря, отстоявшего родное село, но лишившегося жены и детей, пропитана русским характером. В память о своих безвинно погибших детях, он начал устраивать веселье всем окрестным ребятишкам, отдавал последнее, чтобы сделать им подарок под Новый Год. Есть связь у русского Деда Мороза и с образом Санта Клауса, вернее с его прототипом. Именно Святой Николай Чудотворец, как рассказывают, спас богатыря волшебным образом, когда тот провалился под обманчивый весенний лед под грузом хвороста, который нес для бедной старой женщины.

Кстати, современный Дед Мороз скоро получит возможность чаще общаться и с американским новогодним персонажем в красной шубе. Ведь резиденция русского Деда Мороза 25 декабря откроется в финском городе Рованиеми, по соседству с жилищем Санта Клауса. Предполагается, что это будет небольшой домик, в котором развернется специальная экспозиция, и будут установлены баннеры с российской новогодней символикой. Очевидно, что и сам Дед Мороз будет чаще навещать своего коллегу. Быть может, это приведет к тому, что в зараженной американской политкорректностью Европе с помощью российского символа возродится и традиционное значение Рождества. Вот такое сказочное, а верее сказать, символическое проявляете реального суверенитета России, пример мирного экспорта мировоззрения и культуры.

Работает российский Дед Мороз и над объединением российской нации, российских регионов. В качестве примера такой деятельности можно привести не только традиционное новогоднее турне главного Деда Мороза страны по регионам, которое началось недавно, но и все ту же организацию резиденций. Одно из таких полпредств Деда мороза открылось в декабре под Красноярском. Она теперь будет работать в профилактории «Лесной». Сам Дед Мороз намерен жить в чуме, находящемся в сказочном лесу с узорчатыми ледяными фигурками и сказочными персонажами. А особой достопримечательностью резиденции станут два северных оленя Богдарин и Гирки, презентованные Красноярску Эвенкией.

Радужную картину с волшебником и народным дипломатом Дедом Морозом в качестве символа доброй и широкой русской души портит, реализация проекта, впрочем как всегда. К сожалению. Такой масштабный проект должен быть не только идеологически, но и экономически оправдан. А между тем, ситуация в Вологодском регионе с гостиницами, питанием и транспортом практически не изменилась с 1998 года. Мало что поменялось за пять лет реализации проекта и в Великом Устюге. Автобусный парк остается старым и обшарпанным, туристов приходится кормить в столовых, а селить в общежитиях. Помимо всего прочего, в Великом Устюге большая проблема с кадрами, в том числе экскурсионными. То есть вотчина Деда Мороза по всем статьям не готова к принятию большого количества туристов. Продолжать проект становится невыгодно. «Вотчина Деда Мороза» задолжала в бюджеты всех уровней 3,3 миллиона рублей. Оборот вотчины составляет 350 миллионов рублей в год, однако прибыль в прошлом, 2005, году оказалась всего 13 миллионов рублей.

Разбираться в том, куда девались вложенные в Деда Мороза бюджетные и спонсорские средства, не хочется. Одни говорят, что московские туристические фирмы, не вкладывая в развитие инфраструктуры ни копейки, имеют баснословные прибыли. Другие утверждают, что Дед Мороз является подельником ряда высокопоставленных чиновников регионального уровня в воровстве этих средств. Так или иначе, идеологически выверенный проект может погубить обычная русская безалаберность и воровство.

Между тем, Вологодчина может потерять первенство в продвижении российского Деда Мороза. Московские партнеры проекта, озадаченные его низкой окупаемостью, по слухам рассматривают возможность переселения Деда мороза в Архангельскую область. Одновременно власти республики Коми обнародовали проект строительства комплекса «Вотчина Матушки Зимы» в селе Ыб близ Сыктывкара. Вот только, возвращаясь к идеологии, поселятся в этом комплексе персонажи в общем языческие. Помимо матушки Зимы здесь будет жить Яг-Морт (персонаж сказок народов Коми, вроде снежного человека) и Северный Ветер.

Алексей Громский

Обсуждение (высказываний: 2)   

Статьи на тему:
Президент Афганистана сделал "последнее предупреждение" НАТО
"Кто девушку шампанским поит..."
Муз-ТВ: в эфире - Владимир Путин
Фурсенко не покинет пост министра по собственной инициативе
Жизнь и смерть недолиберала
Ракетные базы в КНДР демонстрируют повышенную активность

Русский Обозреватель: Globoscope.ru:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2018 «Новые Хроники»