RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
27
июня
 
 
 
Лица
 
Дата 13.10.2008 21:04 Вставить в блог Версия для печати

Михаил Диунов: Адмиральский калибр

Тема: КИНО
Я хочу поздравить всех граждан России со знаменательным событием – похоже, у нас наконец-то научились снимать масштабные исторические эпические фильмы. По крайней мере, один такой я уже видел – это фильм «Адмиралъ», посвященный последним годам жизни А.В. Колчака.

Признаюсь, я шел в кино с некоторым скепсисом, во-первых, я до сих пор не доверяю российскому кинематографу, который, по моему мнению, после краха СССР так и не смог выбраться из творческой и финансовой пропасти, в которой оказался. Во-вторых, в сети уже начали появляться первые критические рецензии на этот фильм. Но реальность полностью опровергла мои опасения. «Адмиралъ» это масштабное историческое полотно, снятое по всем канонам исторического блокбастера. А каноны эти таковы: есть положительные герои, которые положительны всегда и во всем, есть отрицательные герои, которые в свою очередь представляют собой мировое зло. Положительные и отрицательные герои ведет между собой бескомпромиссную борьбу на фоне масштабных исторических событий. Батальные сцены, равно как и сцены красивой жизни добавляются в зависимости от эпохи и вкуса режиссера.

В нашем фильме все эти требования соблюдены в полной мере. Сразу становится заметно что на бюджет не пожалели средств, а теми деньгами что были выделены - распорядились разумно. В кино есть все, что необходимо для исторического блокбастера – морские и сухопутные сражения, приемы, балы и просто светские собрания. Все это выглядит в целом именно так как и должно выглядеть. Как ни странно особо серьезных исторических ошибок допущено не было. Некоторые пишут, что встречаются неточности в морской части, охотно допускаю это, тем более что в этом вопросе столько нюансов, что соблюсти их все крайне сложно. Есть ошибки в отображении мундиров, что особенно досадно, учитывая то, что фильм посвящен военной истории.

Так например создатели фильма увлеклись синим морским кителем, которых хотя и был очень популярен во время Первой мировой войны, но все таки не заменял всех остальных форм морского костюма. Там где штаб-офицеры и адмиралы должны были бы надеть морской сюртук, они продолжали носить китель. Там где обстоятельства требовали парадной формы, также надевалось что-либо оказавшееся под рукой. Порой странным и однообразным казался мне комплект наград у морских офицеров. На кортик, зачем-то повязывался георгиевский темляк, а при Временном правительстве военные моряки (и сам адмирал Колчак) надели какие то подозрительные погоны с обозначением чинов, которое по регламенту должно было размещаться на рукавах мундира. Не отражена оказалась специфика отличий Сибирской армии. А вот ошибки в форме и знаках различия конвоя Верховного правителя мною не были замечены.

Таких мелочей можно набрать много, но на мой крайне придирчивый взгляд это будут не более чем мелочи, потому что в целом уровень достоверности исторического кино в лице фильма «Адмиралъ» существенно выше, чем в среднем по современному российскому кинематографу. Это не означает того, что можно не обращать внимания на небольшие, но крайне важные для исторической реконструкции прошлого детали, это означает то, что у нас есть, куда расти.

Поэтому вернемся ко второй составляющей масштабного исторического кино. В связи с этим надо признать, что, похоже, заканчивается некая промежуточная стадия в идеологическом осмыслении революции и Гражданской войны в России. У нас уже не стесняются показать большевиков именно теми, кем они и были в действительности – безумной кровожадной толпой движимой инстинктом разрушения. Если еще несколько лет назад историческая достоверность исчезала за псевдообъективным желанием найти правду каждой из сторон в Гражданской войне, то теперь по большевикам бью их же оружием – пропагандой в массовом искусстве.

На протяжении семидесяти лет снимались фильмы где революционеры-большевики представали в образе ангелов во плоти, святых подвижников и борцов за всеобщее счастье, а их противники в войне инфернальными силами зла (и лишь в последние десятилетия советской власти антибольшевистские силы стали изображаться в чуть смягченной форме – ошибавшихся, но от этого не перестающих быть врагами). В ответ мы получили кино, где роль сил зла досталась революционерам, а их противники показаны с нескрываемой симпатией. Если мы вспомним, то даже в недавнем фильме «Господа офицеры: спасти императора» красные были показаны с изрядной долей симпатии, в фильме же «Адмиралъ» никакой симпатии к красным нет. И это правильно! Требования жанра таковы, что зритель не должен испытывать сложной рефлексии размышляя, кто прав, а кто виноват. Вместо этого образ положительной и отрицательной стороны должен быть прописан предельно четко и ясно, не оставляя места для излишних размышлений.

Современные «красные» уже начали истерически кричать, что фильм пристрастен к историческим событиям. Я соглашусь с этим, но ведь «Адмиралъ» это художественное произведение, а не научная монография. Поэтому в нем должна быть выражена авторская позиция и эта позиция должна быть максимально однозначной. Просто красным обидно, что впервые после десятилетий их монопольного господства в кино, где создано огромное количество ультраположительных образов большевиков, наступает конец этой монополии и о революционерах начинают говорить правду. И в то же время положительные факты, показывающие их противников во главе с адмиралом Колчаком, как были, так и останутся правдой. Никуда не деть и героизм каппелевских войск прошедших через всю Сибирь зимой в Великом Ледяном походе и самоотверженность самого генерала В.О. Каппеля. Ничего не сделать с тем, что Колчак никогда не боялся смотреть смерти в лицо, что он демонстрировал всегда, от его путешествий вместе с экспедицией Э.В. Толля, до стоического поведения в последние недели своей жизни.

Колчак выступает в роли героя эпохи и это действительно так, ведь он вполне этой роли достоин. Выдающийся морской исследователь-гидролог, герой войны, прекрасный командир флота, автор блестящего плана русского десанта в проливы и захвата Константинополя (что резко изменило бы расклад сил в войне), организатор правительства в Сибири выведший огромные территории из состояния анархии, все эти качества ставят А.В. Колчака в один ряд с самыми выдающимися деятелями белого движения наряду с Л.Г. Корниловым, П.Н. Врангелем, М.Г. Дроздовским и другими. Конечно, все они проиграли Гражданскую войну, но ведь проигрыш войны не означает того, что те, кто оказался на проигравшей стороне автоматически становятся не правыми, а их идеалы ложными. Напротив, только в поражении проявляется истинный героизм и трагедия, выражается истинное величие исторических деятелей. И как сейчас в США официальное прославление генералов-северян сталкивается с идущим от народа уважением памяти героев конфедерации, так и в России советскому официозу, который очень долго сохранял силу и после падении советской власти, наконец-то была противопоставлена героика белого движения.

Конечно, вызывает определенное сожаление то, что протяженность фильма не позволила отразить заслуги адмирала Колчака перед русской наукой – его полярные путешествия и исследования северных морей, мало времени уделено его руководству Черноморским флотом. А ведь именно заслугой Колчака было то, что Черноморский флот не оказался, развален революционной пропагандой и долгое время сохранял боеспособность, после того как Балтийский флот превратился в рассадник революционной заразы. Недостаточно подробно показаны революционные беспорядки и зверства в Петрограде и Кронштадте, а ведь там есть, что показать современным поклонникам советской эпохи – пусть знают, с чего начиналась история большевистского правления. Не нашли отражения безумства советской власти в Сибири, что и послужило причиной ее падения и началу антибольшевистского движения на востоке России. Но надо признать, что все это потребовало бы увеличения продолжительности и бюджета фильма не менее чем в три раза.

Поэтому признаем, что и то, что увидел русский зритель это уже хорошо и является существенным шагом вперед в отечественном кинематографе. Интересный сюжет, правильная расстановка идейных акцентов, красивые спецэффекты, батальные сцены и картины светской жизни. Все это в сочетании с умелой операторской работой и качественно сделанным монтажом (наконец то избавившим русское кино от изрядно надоевшей рваной, клиповой манеры подачи материала) сделали свое дело. Мы получили фильм, с которого русское кино смело может отсчитывать новую эпоху своей жизни. Ну и конечно всем кто интересуется русской историей, всем кто считает себя русским патриотом это фильм посмотреть просто необходимо. Мы не только поддержим создателей правильной тенденции в кинематографе рублем, но и получим отличное зрелище, которое стоит потраченного на него времени и денег.

См. также: Дмитрий Володихин, АдмиралЪ уходит в небо


Обсуждение (высказываний: 82)   

Статьи на тему:
ММКФ-2010: дни последние
В Берлине раздали «Медведей»
Шварценеггер сменил звание губернатора на шерифа
Федор Бондарчук снимет новый фильм в США
Приглашаю посмотреть и обсудить фильм Н.Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино"
Уолл Стрит-2

Историческая память: МаркетГид:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»