RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
27
июня
 
 
 
От редакции
 
Дата 29.09.2008 18:08 Вставить в блог Версия для печати

Православный национализм и этническое бракоборчество

Тема: ЗАПИСКИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Автор: Егор Холмогоров
Признаться честно, на данный момент главный редактор «Новых Хроник» настолько погружен в свои штудии по русской истории, что, хоть хулиганская сказка про Ивана Дурака и висит неприлично долго, но реагировать на сомалийских пиратов, белорусские выборы, нестреляющего Шевчука, и даже бьющего геев Яшина никаких сил у меня нет. Хочется о чем-то разумном, добром, вечном.

Например, о том, что если читать летописи внимательно, то нельзя не придти к выводу, что хрестоматийное начало «Повести временных лет»: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первое княжити и откуду Русская Земля стала есть» ну никак не может быть первоначальным заглавием первой русской летописи. В таком виде оно сохранилось только в Лаврентьевской летописи, а даже близкая к ней Радзивилловская или значительно дальше отстоящая Ипатьевская дают заглавие «Повесть временных лет черноризца Федосьева монастыря печерьскаго, откуда есть пошла Русская Земля и кто в ней начал первое княжити» ..

Вне зависимости от того, было ли упоминание летописца в заглавии изначально или нет, надписание про княжение в Киеве – скорее всего позднейшая и не очень удачная редактура. Ведь ни Никон, ни его продолжатели так и не дали внятного ответа на вопрос кто был первым киевским князем (последним, надеемся, будет Ющенко), а вот история княжения в Русской Земле расписана повестью довольно подробно. Понятно, что Лаврентьевский вариант с его тавтологиями звучит красиво, но пора уже отказываться от красивостей в пользу точности, каковой всегда отличались русские летописцы: «Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская Земля и кто в ней начал первое княжити» ..

Не менее выразительным было и название предшествовавшего Несторовой летописи Начального летописного свода, следы которого сохранились в Новгородской первой летописи: «Временник, еже нарицается летописець рускых князь и како избра Бог страну нашу на последнее время, и гради почаша быти по местом и о статьи Киева, како въименовася Киев» . Это, если кто не понял, ремарка к дискуссии о допустимо ли православным быть националистами, или же это смертный грех.

Вашего покорного слугу против воли втянули в эту дискуссию с помощью Интерфакса и получилось чистейшее «попал под лошадь»: Поводом для споров послужило сообщение, которое опубликовал в своем интернет-дневнике священник Даниил Сысоев, настоятель храма Святого апостола Фомы на Кантемировской. "Всякий национализм не совместим ни с христианством, ни с простым здравым смыслом. Ведь очевидным является тот факт, что само существование народов в мире - результат проклятия Вавилонской башни", - считает отец Даниил. Известный патриотический публицист Егор Холмогоров назвал мнение священника "довольно поверхностным и не совпадающим с тысячелетней традицией русского православия, отстаивавшего национальную самостоятельность русских и в светских, и в церковных вопросах".

Вообще-то я в дискуссию не вступал. Я написал очень поверхностный коммент в котором никак свою позицию и свою аргументацию не раскрыл, так что цитирование меня в такой форме и без спросу считаю совершенно некорректным. Тем более, что я говорил не только о позиции о. Даниила, но и о позиции достопочтенного Александра Люльки. Начатая ими война против православного русского национализма совершенно ни к чему и вредна и идет исключительно на пользу антихристианскому псевдонационализму.

Однако раз уж меня спросили, то скажу следующее – говорить о «проклятии вавилонской башни» представляется мне и богословски и герменевтически ошибочным. Для этого достаточно ознакомиться с библейским текстом, который не говорит о «проклятии» ни слова: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]» (Быт. 11, 6-8). Никакого «проклятия» здесь не упомянуто.

Между тем, библейское проклятие от Бога является четкой формулой, которая всегда в Библии произносится эксплицитно. К примеру: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». (Быт. 3, 14); «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 17); «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4, 10-11).

И, наконец, самое главное, в главе 8 книги Бытия, Господь после Потопа отказывается от «проклятия» как способа коллективного наказания человека и земли: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека;, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8, 20-22).

Нигде у святых отцов мне не удалось найти определения «проклятие», применительно к смешению языков. Везде говорится исключительно о наказании, «так как они не надлежащим образом воспользовались единством языка, то хочу вразумить их разноязычием» — так объясняет решение Бога Иоанн Златоуст. Бог не проклинает людей разноязычием, а «останавливает стремление их нечестия» (по выражению того же Златоуста).

Таким образом, разноязычие есть предохранительная мера против худшего нечестия, против согласия людей на общее зло, против грандиозного общечеловеческого зло-деяния. А потому осуждать вытекающий из разноязычия национализм означает предлагать людям вновь стоить «город и башню» и вновь втянуться в злочестивый вавилонский «проект».

Православное учение четко различает физическое зло и нравственное зло и говорит о том, что физическое зло само по себе не есть грех и является лишь следствием и производным зла нравственного. Боль, голод, страх (не путать с трусостью) не есть грехи, но есть жизненные следствия греха и уклонения от блага. Так же и разноязычие людей, взаимное непонимание не есть грех, но есть следствие греха, свойства нашей немощной человеческой природы. Грехом же является как раз то, от чего уберегает нас разноязычие — «общечеловеческий» утопизм и богоборчество, совместный с диаволом мятеж человека против Бога.

Можно сопоставить разноязычие людей с разнополостью и связанным с этой разнополостью физическим стремлением мужчины к женщине. Является ли это стремление естественным? Да, является. Является ли оно необходимым? Нет, не является, как говорит нам Дамаскин, различающий естественные необходимые, естественные ненеобходимые и противоестественные удовольствия. Каково законное и естественное употребление разности между мужчиной и женщиной? Это «брак честен и ложе нескверно». Каково незаконное употребление этой разности? Блуд и прелюбодеяние. Можно ли воздержаться от такого употребления? Можно, пребывая в девстве и преображая душу благодатью. Можно ли победить это стремление не преображая души? Можно, с помощью противоестественного употребления естественной страсти о котором говорит апостол Павел: «оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1, 27).

Таким образом, у человека есть четыре возможности обустроить свое естественное половое стремление: брак, блуд, девство, и педерастия. Первое — естественное и законное. Второе — естественное и постыдное. Третье — сверхъестественное. Четвертое — противоестественное.

Давайте теперь посмотрим на языковую разность как на такую же естественную страсть, тем более, что она является гораздо более необходимой, чем половое чувство. Не говорить на том или ином конкретном языке человек не может. Существует ли естественное и законное применение этой естественной страсти? Существует, это патриотизм, это любовь к Отечеству, это готовность положить душу за свои сродники и свою землю, это быть высоконациональным и высококультурным человеком. Это православный национализм, то есть стремление сделать из своего народа избранный сосуд Божий, добиться того, чтобы твоя земля «благочестием всех одоле» и состязаться с другими народами в любви к Богу.

Существует ли естественное и противозаконное применение этой страсти, так сказать национальный блуд? Существует, — это не зная своего Отечества, не совершив для него ничего полезного, похваляться своим превосходством и требовать привелегий, это ожидание, что «может сделать для тебя Родина», без вопроса «что я могу сделать для Родины», это использование разности с иноплеменными в качестве повода для вражды, насилия, грабежа. С подобными признаками этнического блуда мы сегодня встречаемся на улицах России и Европы постоянно, когда видим людей, считающих всех русских женщин шлюхами, а всех мужчин добычей для грабежа, и видим тех русских, кто на чужой блуд отвечает своим блудом.

Существует ли сверхъестественное превосхождение этой естественной страсти? Существует, — это христова любовь ко всем людям, это умение говорить с каждым на его языке и образно говоря и буквально (как в апостольском даре языков). Это послушность апостольскому призыву «идите и научите все народы» (не уничтожте все народы, но научите). Тем самым, это сверхъестественное преодоление национальной разделенности, это этническое девство есть истинное и боголепное применение единства языка. Но достичь его так же трудно, хотя и не невозможно, как и истинного девства. И меньше всего его можно достичь на пути разжигания ненависти к разноязычию и разноэтничности, как и истинного девства нельзя достичь на разжигании ненависти к браку, на энкратитстве и евстафианстве.

Существует ли противоестественное преодоление разноязычия, так сказать этническая педерастия? Существует и мы все её регулярно наблюдаем. Это следование идеям Вавилона, это дурная и на зло направленная «общечеловечность», это презрение к своему народу, это смешение и совокупление с кем попало ради низших и подлейших целей. Это популярное этническое трансвеститство, перемена этноса, которая сейчас в бедной нашей России гораздо популярней перемены пола физической.

Те, кто ведет сегодня в России войну против православного национализма во имя так называемого «христианского универсализма» неправы не в том, что напоминают об апостольский миссии ко всем народам, а в том, что пытаются эту миссию обусловить разрушением оснований национальной жизни, навязать представление о том, что условием торжества вести Христовой является уничтожение разделения народов и языков. Это оборачивается проповедью этнического бракоборчества, которая ведет отнюдь не к девству, а либо к блуду, либо к этнопедерастии.

Ведь какова реакция человека на то, что ему говорят, что «брак нечестен и ложе скверно»? Либо он понимает, что нет ему в этой жизни спасения и ударяется в отчаянный блуд (что в данном случае будет торжеством антихристианского национализма, и без того у нас популярного), либо он начнет отчаянно преодолевать в себе этничность с тем же результатом, с каким преодолевают гетеросексуальность. И все это в совокупности ведет к торжеству именно того начала, который и в книге Бытия, и в книге Откровения именуется «Вавилоном».

При этом проповедники христианского универсализма, нападая на этническое начало, говоря о «вавилонском проклятии», сами не понимая и не вдумываясь пилят тот самый сук на котором сидят. Еще раз повторюсь, сказано: «идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, Сына и Святаго Духа».

Народы! Не сказано «идите и научите всех людей, всех индивидов, все классы, сословия и партии». Сказано о народах и о крещении народов. И в течение столетий апостольская миссия понималась именно как приобщение ко Христу целых народов, и именно те, кто смог обратить ко Христу большие этнические и политические массивы и именовались равноапостольными, как Константин Великий, святая Нина, Григорий Просветитель, Кирилл и Мефодий, болгарский царь Борис, святые Владимир и Ольга.

Причина такого именования вполне понятна. Именно этническая традиция, именно жизнь в нации есть культурно оформляющее начало человека, есть место формирования его этоса, его привычек, его мировоззрения. Человек не смотрит на мир иначе, кроме как очки своей культуры и этнической психологии. И если не воцерковить эту культуру, если не сделать приверженность к христианской вере частью его национализма, то либо вера окажется неустойчива, либо человек оторвется от своего народа и прилепится к другому. Именно так, кстати, и происходит там, где православные составляют меньшинство, —либо они, что обычно и происходит, ориентируются на великую православную традицию (греческую или русскую), либо «православие меньшинства» начинает синкретизироваться и маргинализоваться.

И нет ничего катастрофичного в том, что иногда православные народы проявляют и враждебность, и ревность по отношению друг к другу. Как не было катастрофой то, что иной раз враждовали и святые. Такая вражда православных народов есть грех, но грех исцелимый. Грехом же неисцелимым окажется отказ от народности, а вместе с нею и от православия.

Очень хорошо это видно в грузинском вопросе. Да, грузинский национализм, ведущий к геноциду других православных народов, отвратителен. Да, задача русского православного национализма, национализма универсального и охранительного, национализма Третьего Рима, сдержать этот местечковый национализм грузин, дать, в том числе и вооруженной силой, понять грузинскому народу истинное положение вещей и помочь ему отрезвиться. Но в той степени, в которой грузинский национализм — православный он ведет грузин ко спасению, если они не совершают других грехов. Стань он неправославным, будь Грузия стараниями сектанта Саакашвили растворена в вавилонском западничестве, и ничего кроме духовной смерти грузинам не предстоит.

Православный национализм, подчеркну это еще раз, неизбежен как православный брак. Православный сверхнационализм так же прекрасен, как истинное девство. Но так же как и оно — недостижим на пути смрадного бракоборчества, ведущего лишь к этнопедерастии и более ни к чему. Предостерегать от блуда можно и нужно. Но если девственник говорит состоящему в браке: «ты блудник», то это верный признак того, что он в прелести.


Обсуждение (высказываний: 20)   

Статьи на тему:
ЗОВ НЕКРОМАНТА
О НАШЕЙ ПОБЕДЕ
ПОЖНЕШЬ СМУТУ
Памяти Франции. Часть VI. Реймс. Собор-симфония
О господстве
В защиту охоты

Историческая память: Newland.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»