RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
мая
 
 
 
Лица
 
Дата 11.09.2008 13:21 Вставить в блог Версия для печати

Юлиус Эвола: "Смертный" или "бессмертный"?

Тема: ЛИЧИНА И ЛИЦО СОВРЕМЕННОГО СПИРИТУАЛИЗМА
Глава 2. Часть 2.

Продолжение. Начало см. Юлиус Эвола: Бегство к "сверхъестественному",
Юлиус Эвола, Личность и невидимое,
Юлиус Эвола, Суеверия и галлюцинации
Юлиус Эвола: Спиритизм и "психические исследования"
.

Теперь рассмотрим вкратце теоретические предпосылки вышеуказанных течений, ограничившись только самым существенным.

Как уже говорилось, «спириты» считают медиумические явления экспериментальным подтверждением существования жизни после смерти или бессмертия души умерших. Не являясь приверженцами религиозных догм, они, тем не менее, рассчитывают при помощи этого опровергнуть современных агностиков и материалистов, поскольку последние также предпочитают опираться на «факты», на ощутимые доказательства.

Но прежде всего надо доказать, что в подобных феноменах или хотя бы в некоторых из них действительно участвуют души умерших. Между тем, в реальности ни спириты, ни приверженцы «психических исследований» не располагают никакими средствами, позволяющими выявить истинные причины этих явлений. Духовидение, наряду с другими схожими состояниями, в которых оказываются «испытуемые», требует ограничения или остановки сознательной деятельности.

Пребывание в состоянии подобного рода не предполагает озарения и внутреннего самоконтроля, которые позволяют выйти за пределы обычного человеческого опыта и постичь причины сверхъестественных явлений. Когда медиум впадает в транс, остальные участники спиритического сеанса остаются «вовне», они могут только сопереживать или наблюдать; одни зачарованно втягиваются в процесс, другие пытаются максимально точно зафиксировать то, что невозможно уловить при помощи грубых материальных инструментов. Кроме того, одно и то же явление может иметь совершенно разные причины (сравним, например, левитацию в исполнении медиума, святого, колдуна, посвящённого или йога).

Отсутствие твёрдых теоретических оснований, изобилие предрассудков и сантиментов, и, прежде всего, узкая, чисто человеческая оценка, свойственная современным людям, приводит к тому, что из всех выдвигаемых гипотез предпочтение отдаётся самым примитивным и односторонним.

Что касается «психических исследований» в целом или метапсихических в частности здесь также следует обратить внимание на несоответствие применяемого метода, поскольку он практически не отличается от того, который использует позитивная наука для исследования физических или биологических явлений. По умолчанию подразумевается, что исследуется не «дух» или сверхъестественное в подлинном смысле, но явления, подчиняющиеся пока ещё не известным «естественным» законам, сравнимые с электричеством и магнетизмом. Положительной стороной подобного подхода является то, что он защищает от явного «обмана» и мистификаций.

Одновременно с этим, осязаемая сторона спиритических явлений является источником методологической ошибки, не говоря уже о профессиональной деформации. Не настаивай так «спиритуалисты» на необходимости «позитивного» подтверждения собственных теорий, ни одному разумному человеку даже не пришло бы в голову, что явления подобного рода можно доказывать при помощи «экспериментального» метода. Точно также как до появления материалистической психологии и психоанализа, никто не думал опытным путём оценивать деятельность гения или плоды эстетического творчества. Особого рода тупость проявляют те, кто не способен понять, что подлинно «духовные» явление не доступны внешнему наблюдению и подтверждению. Их познание и понимание возможно исключительно при условии самоотождествления духовному, творческому процессу, при активном соучастии в его зарождении и развитии, что иной раз может привести к осязаемому проявлению, каковое обретает смысл лишь как часть незримого целого.

Проблему для метаписхики представляет вопрос о том, объяснимы ли сверхъестественные явления пока непознанными способностями медиума или других субъектов, либо они вызываются внешними, неиндивидуальными агентами. Но этот вопрос во многом теряет свою значимость, когда начинают рассуждать о бессознательном или подсознательном, поскольку как одно, так и другое по определению принадлежат области подличностного, то есть той сфере психики, где граница между индивидуальным и не индивидуальным крайне слаба, что позволяет вторгаться в неё различным силам сомнительного происхождения, включая влияния, которые не имеют прямого соответствия в реальном мире. Современная метапсихика оценивает изначальные, узко «спиритические» гипотезы как нечто примитивное и преодолённое. Но в результате впадают в другую крайность, поскольку определённая часть медиумических явлений всё же позволяет предположить, что среди подобных влияний встречаются также «духи» умерших, при том условии, что слово «дух» мы будем понимать в древнем смысле, то есть как нечто не имеющее никакого отношения к «душе». «Дух», призрак есть жизненная энергия, как в ментальном (воспоминания, представления и т.п.), так и в «органическом», т.е. динамическом смысле (побуждения, воля, привычки и т.п.); это силы, которые душа изживает после смерти, оставляет их позади себя, как плотский труп, элементы которого переходят в свободное состояние. В медиуме пробуждаются именно эти жизненные элементы, лишённые бытийного единства, прежде служившего центром притяжения и перешедшие в свободное состояние, подобно трупным останкам; они могут проявляться в виде «второй личности», либо, что случается чаще, в виде мнемонических комплексов, навязчивых идеей, определённых природных склонностей или кинетических возможностей, каковые, действуя через медиума, воплощаются в сверхъестественные феномены, каковые невежи принимают за экспериментальное доказательство посмертной жизни души. На самом деле, это остаточные формы жизни, обречённые угаснуть спустя более-менее короткий срок, то есть формы, не имеющие никакого отношения к душе в подлинном и традиционном понимании этого слова.

Более того, в отдельных случаях нечеловеческие силы вселяются в эти останки, сохраняющие некое сходство с умершим, подобно своего рода «двойнику», «оживляют» их, вызывая определённые явления, которые вводят наблюдателей в заблуждение, и одновременно носят крайне зловещий характер, особенно для тех, кто способен распознать истинную природу сил, пробуждающих к жизни эти призрачные останки. Именно это стало одной из основных причин превращения спиритизма в новую жутковатую веру, приверженцы которой не замечают той поистине сатанинской издёвки, которой сопровождаются столь любезные их сердцу феномены. И это притом, что даже для сторонников метапсихической точки зрения существует более чем достаточно поводов для подозрения. Приведём только один пример. Исследования связей между пресловутым духовидением и банальным мошенничеством привели к очень любопытным результатам. Выяснилось, что во многих случаях мошенничество со стороны медиумов является не преднамеренным. Безусловно, это может быть правдой, поскольку, как уже говорилось, нередко сами наблюдатели сознательно или нет подталкивают медиума на совершение тех или иных действий. Но бывают и другие случаи, когда сам факт мошенничества является медиумическим и спиритическим, то есть медиум действует под тем влиянием, для характеристики которого невозможно найти лучшего выражения, чем дух лжи.

Чуть выше мы сделали оговорку, сказав о душе, обретшей посмертную жизнь. На самом деле, вопреки общераспространённому мнению, это довольно редкий случай. Подобное понимание связано с искажёнными или буквальными представлениями о загробной жизни, свойственным некоторым западным религиям последнего времени, каковые нередко продиктованы чисто прагматическими целями.

Не углубляясь в суть проблемы, отметим лишь то, что постановка вопроса в рамках «смертный или бессмертный», как в её примитивном «материалистическом» ракурсе, так и в «спиритуалистическом», является наивной. Традиционные учения прямо или косвенно говорят о том, что одни умирают одновременно с телесной смертью или спустя некоторое время после неё, другие обретают посмертную жизнь, переходя в иное состояние. Из последних лишь некоторые достигают состояния реального бессмертия. Эта проблема не имеет единого решения для человека в общем, она зависит от того, что реально представляет собой та или иная личность. В принципе, посмертная жизнь доступна тому, кто ещё при жизни сумел реально или виртуально освободить своё духовное начало от уз, наложенных телесным сознанием, основанном на чувственном опыте, или говоря богословским языком, тому, кто ещё в земной жизни деятельно устремляет свою душу к достижению горних целей. Состояние, в котором после смерти оказывается душа умершего (не путать с бессмертной душой!), зависит от полученных «знаний» (не в примитивно «интеллектуальном» смысле), от того, насколько человек в земной жизни умел следовать движениям своей души, наконец, от того как он вёл себя в момент смерти, или перед лицом испытаний, имеющих сверхъестественное происхождение.

Перевод Виктории Ванюшкиной


Обсуждение (высказываний: 0)   

Статьи на тему:
Личность и невидимое
Спиритизм как инфекция
Бегство к "сверхъестественному"
Истинное "Я" и истерическая марионетка
Суеверия и галлюцинации
Критика психоанализа

Историческая память: Globoscope.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»