RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
19
августа
 
 
 
Лица
 
Дата 06.08.2008 05:25 Вставить в блог Версия для печати

Лев Колбачев: Человек и компьютер – близкие контакты пока неизвестного типа

Тема: ПОКОЛЕНИЕ RU
МеждуЛичье – именно такая странная сложнословица пришла мне в голову при попытке передать по-русски смысл иностранного термина interface. Каждый день все больше людей оказываются (по долгу службы, или же в целях удовлетворения личных потребностей) лицом к лицу с компьютерной системой. Компьютеры становятся неотъемлемой частью повседневной жизни – также, как стали таковой в свое время бумага и письменные принадлежности, счетные устройства, телефон… Компьютер – добрый друг и помощник. Почти человек.

Внутри или снаружи?

Почти человек. Но ведь общаясь с человеком мы крайне редко сосредотачиваем внимание на его сердцебиении, работе синаптических систем или внутричерепном давлении, неправда ли? Гораздо важнее – голос, интонации, выражение лица. Также и при работе с правильно настроенной компьютерной системой для пользователя мало значит тактовая частота и архитектура центрального процессора или особенности работы шин материнской платы – мы просто смотрим на экран, двигаем мышь, нажимаем на клавиши… Внутренний мир машины неважен для пользователя, в отличие от «лица» - центра взаимодействия системы «пользователь-компьютер», проще говоря – интерфейса.

Именно совершенствование интерфейса, МеждуЛичного пространства человека и машины – область многочисленных домыслов авторов научно-фантастических произведений (особенно в стиле «киберпанк»), весьма популярнх в последние десятилетия. Авторы (явно уставшие от тыканья пальцами в QWERTY-клавиатуры, как элемента творческого процесса) единодушны в своих прогнозах: ближайшее будущее сулит нам общение с компьютером «напрямую» - посредством имплантантов в тканях головного мозга, подключаемых к электронной машине кабелем, или через устройства беспроводной связи. Однако, несмотря на очевидный прогресс разработчиков электронных систем в области интерфейсостроения, никаких прорывов в области внедрения «головных разъемов» пока не наблюдается (за исключением известного первоапрельского розыгрыша с приклеенной скотчем к затылку флэш-картой). Почему?

Война и мозговедение

Как известно, мозг – исключительно сложная система. И знания о нем, доступные современным нейрофизиологам совершенно недостаточны для того, чтобы определенно говорить о возможности непосредственной интеграции мозга с электронными устройствами. Исследования же мозга человеческого сильно осложняются еще и тем, что для изучения многих процессов и реакций требуются эксперименты на живом испытуемом – фактически, вивисекция, что совершенно неприемлемо по морально-этическим соображениям. Именно по этой причине, в частности, главнейший массив научных данных по данному вопросу был собран во время Второй Мировой войны – благодаря наблюдениям за людьми, получившими те или иные тяжелые ранения головы. Понятно, что даже при наличии добровольцев, ни один физиолог в обычных условиях не согласится ставить эксперименты на живом мозге просто для получения экспериментальных данных – слишком велика вероятность необратимых и весьма плачевных последствий для испытуемого. Но даже несмотря на трудности, электронные схемы уже успешно работают в коре головного мозга некоторых людей – правда, пока только в качестве «протезов», после тяжелых травм.

Значительно успешнее дело обстоит с экспериментами на животных. Довольно хорошо известны разработки ростовского НИИ нейрокибернетики им. А.Б. Когана по вживлению электродов в мозг сухопутных черепах, и последующего управления движением животного путем раздражения определенных участков мозга через эти электроды. Аналогичные эксперименты ставились американцами на крысах – но несмотря на успехи исследователей говорить о применении подобных методик к человеку еще очень и очень рано.

Вон из моей головы!

Тем временем, отчаявшиеся ждать от ученых работающей системы управления компьютером «из глубины мозгов», разработчики интерфейса предложили немало альтернативных вариантов. Подстегивали их активность прежде всего создатели компьютерных игр – ведь именно здесь особенно важно создать у игрока максимально возможное ощущение слияния с игровым миром. В ход пошли самые нетривиальные устройства ввода-вывода информации: шлемы виртуальной реальности (впервые автору довелось опробовать такую систему еще в 1994 г. – но для многих они были доступны и раньше), необычные манипуляторы (в виде спортивных принадлежностей и даже музыкальных инструментов), и наконец – сенсорные системы, закрепляющиеся на голове и заставляющие курсор на экране двигаться вслед за взглядом пользователя (сигнал принимается с мимических мышц). Многие производители обещают в ближайшие годы еще более совершенные разработки, действующие по тому же принципу.

Так что буравить дырки в голове нашему поколению вряд ли придется. А вот готовить себя к тому, что между пользователем и компьютером будет что-то принципиально отличающееся от привычного монитора, клавиатуры и мыши – стоит. Специалисты не прекращают искать решение проблемы МеждуЛичья – и контакты между человеком и машиной уже давно более интимны, чем любые «встречи третьего типа». Но если можно быть еще ближе – почему бы и нет?


Обсуждение (высказываний: 2)   

Статьи на тему:
Anonymous обещает закрыть Facebook 28 января
Взломанный твиттер AP сообщил о ранении Обамы
BEGEMOT.SU
Мосгорсуд лишил «Росбалт» регистрации в качестве СМИ
«Модели, можно сказать». В «живом журнале» появилось интервью, которое Глеб Гаранич не давал «Эху Москвы»
Интерпол нанес удар по хакерам из группы Anonymous

Русский Обозреватель: Globoscope.ru:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2017 «Новые Хроники»