RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
19
мая
 
 
 
Лица
 
Дата 20.07.2008 12:01 Вставить в блог Версия для печати

Юлиус Эвола: Суеверия и галлюцинации

Тема: ЛИЧИНА И ЛИЦО СОВРЕМЕННОГО СПИРИТУАЛИЗМА
Глава 1. Часть 3.

Продолжение. Начало см. Юлиус Эвола: Бегство к "сверхъестественному",
Юлиус Эвола, Личность и невидимое
.

Если не принимать в расчёт народные и фольклорные суеверия и отчасти поэтические аппозиции, то, что в древности называли гениями, стихийными духами, природными божествами и т.д. не было чистой басней; конечно, речь шла об «имагинациях» – т.е. образах, порождаемых в определённых условиях способностью, аналогичной той, которая проявляется в сновидениях и связана с деятельностью симпатической части вегетативной системы; впрочем, как и сновидческие образы, они представляют собой нечто вроде инсценировки смутных психических переживаний, остающихся от контакта с теми силами, по отношению к которым зримые формы, сущности и природные законы являются всего лишь простой манифестацией.

Равным образом феномены как так называемого «естественного» ясновидения, так и сомнамбулического, связаны с нейтрализацией или подавлением сознательной мозговой деятельности, которая у некоторых людей в определённых условиях не угасает окончательно, а продолжает функционировать, но только на уровне симпатической системы. В этом случае, основные центры этой системы – главным образом, солнечное сплетение – начинают работать как элементы сенсорной и исполнять функции мозга, однако не за счёт физических чувств в узком смысле, а благодаря стимулам и ощущениям, привходящих не извне, а изнутри. Естественно, в зависимости от обстоятельств плоды такой деятельности имеют относительный характер, поскольку они смешаны с теми формами, которые используются для передачи и осознания впечатлений, до той или иной степени сформированных присущими мозгу представлениями о пространстве и времени, о чём говорил ещё Шопенгауэр. Однако, несмотря на огромное количество шлака, эти явления иногда демонстрируют неоспоримо объективный характер, что подтверждается совпадением фактов, полученных подобным образом, с фактами, доступными проверке на уровне физического опыта, анализируемого и упорядочиваемого бодрствующим сознанием.

Это даёт нам чёткую точку отсчёта. Существует обширная «психическая», «оккультная» область, отличная от области повседневного сознания, которая также по своему реальна (т.е. не является «субъективной иллюзией» или «галлюцинацией»), но каковую нельзя путать с областью «духовной» в подлинном смысле этого слова, и, тем более, с «сверхъестественной». С большим основанием здесь можно говорить о подъестественном и тот, кто пассивно, «экстатически» открывает себя этой области, в действительности, регрессирует, спускается с более высокого уровня на более низкий.

Истинной мерой подлинной духовности для человека должно быть ясное, активное, отчётливое состояние сознания, в котором он пребывает, когда объективно исследует внешнюю реальность, формулирует термины логического мышления, математической дедукции или принимает решения в нравственной области. То место, которое он завоевал в иерархии существ, заработано именно этой его способностью. Когда же он спускается в регионы туманного мистицизма, пантеистического уплощения и феноменологии, – сколь бы сенсационными не выглядели открытия в этих сферах – подтверждаемые состояниями регрессии, психического ступора, транса, он не восходит, но нисходит по лестнице духовности, всё больше утрачивает её. Он не преодолевает «природу», но позволяет ей вновь поработить себя, и, более того превращает себя в орудие тех низших сил, в которых она проявляет себя.

Только теперь, определив от чего следует отталкиваться, можно составить представление о другом, противоположном направлении, возможном на духовном пути, которое позволит отделить то, что есть ценного в «спиритуализме», открыть в нём хоть что-то тому, кто, обладая надлежащими призванием и подготовкой, ищет «трансцендентности», высшего, по сравнению с тем, что может предложить современное мировоззрение, включая его концепцию человека; тому, кто ищет пространства, где он смог бы осуществить свою высшую свободу, по ту сторону всякой обусловленности и бессмысленности современного существования, не говоря уже об остаточных формах религиозной жизни. В принципе речь идёт о потребности в пути, открывающем дорогу к переживаниями, которые, вместо того, чтобы «редуцировать» сознание, могли бы преобразовать его в сверхсознание, вместо утраты ясного самосознания, каковое здоровый, бодрствующий человек довольно легко сохраняет в материальном мире и в практической деятельности, поднять его до высшего уровня, не искажая основ, на которых зиждется сущность личности, но напротив, интегрируя их. Такой путь является путём к истинно сверхъестественному. Но этот путь сложен и для большинства выглядит мало привлекательным. Он предполагает настрой, противоположный тому, который воодушевляет энтузиастов «спиритуализма», движимых смутным импульсом к бегству от действительности. Это воля к аскезе в изначальном смысле этого слова, который отличается от более позднего его понимания в чисто монашеском и умерщвляющем ключе.

Трудно вернуть современному мышлению способность рассуждать и оценивать окружающий мир, опираясь на душу, вместо того, чтобы опираться на видимое, «явленное» или чувственное. Ещё сложнее, после опустошительной работы, проделанной биологизмом, антропологизмом и эволюционизмом, вернуть ему понимание того, чем было и по сей день номинально является католическое учение – учение, говорящее о сверхъестественном достоинстве и предназначении человека.

Однако именно это является основополагающим моментом для понимания того круга идей, о которых мы ведём здесь речь. Только тот, кто это осознаёт, способен распознать, что в мире, выходящем за пределы материального, существуют две раздельные и, более того, противоположные области. Одна соответствует формам сознания, находящимся ниже порога бодрствующего сознания, присущего нормальной человеческой личности, и этот уровень является природным, естественным, в самом широком смысле этого слова. Другая область есть область сверхъестественного. Человек пребывает между двумя этими регионами, и выходя из привычного состояния покоя или шаткого равновесия, может оказаться в орбите притяжения одного или другого полюса. В соответствии с вышеупомянутым учением о сверхъестественном достоинстве и предназначении человека, он не принадлежит «природе», ни с материалистической точки зрения, присущей эволюционизму и дарвинизму, ни с точки зрения «спиритуалистического» пантеизма и родственных ему концепций.

Как личность, он уже изначально стоит выше мира мистических душ вещей и стихий, т.е. всего того, что представляет собой нерасчленённая «космичность», и его восприятие физического, природного мира, окружающей его грубой действительности, объективной в пространстве, также как его способность к логически связанному мышлению, является свидетельством своего рода катарсиса и освобождения от этого мира, несмотря на ограничение горизонтов и возможностей, накладываемых этой способность. Если же он возвращается в «природное», естественное состояние, то, тем самым, предаёт, отрекается от своего сверхъестественного предназначения – предаёт свою «душу». Сознательно или бессознательно, он выбирает путь, ведущий вниз, туда, где вера в свою цель предположительно открывает ему возможность выйти за пределы обусловленного состояния во имя достижения «космического», что бы под этим не подразумевалось.

Этого схематического описания достаточно для того, чтобы сориентироваться перед лицом разнообразных течений «спиритуализма». Дальнейшая их критика поспособствует уточнению и интеграции позиций и, одновременно, позволить вычленить в них возможные положительные элементы.

Продолжение следует


Обсуждение (высказываний: 0)   

Статьи на тему:
Избавиться от цепей ещё не значит освободиться
Спиритизм как инфекция
"Смертный" или "бессмертный"?
Истинное "Я" и истерическая марионетка
Бегство к "сверхъестественному"
Критика психоанализа

Русский Обозреватель: Globoscope.ru:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»