RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
27
июня
 
 
 
Летописи
 
Дата 02.07.2008 12:51 Вставить в блог Версия для печати

Ка-52: Аллигатор специального назначения

Тема: ВОЙНА И ПОБЕДА
Автор: Эрвин Лангман
Запуск в серию вертолета Ка-52 на Арсеньевском заводе анонсировался уже давно – еще с принятием государственной программы вооружения на 2006–15 годы.

В конце июня текущего года руководство завода «Прогресс» сообщило об успешных испытаниях первой машины опытной серии, пообещав подъем первого серийного «Аллигатора» в сентябре 2008 года. Вертолет с драматической судьбой, судя по всему, все же обрел место в строю.

История Ка-52 началась в далеком 1976 году, когда СМ СССР принял постановление о разработке перспективного ударного вертолета на замену только что запущенному в крупную серию Ми-24. Разработка перспективного вертолета была поручена на конкурсной основе двум КБ – Миля и Камова. Первый камовский прототип, получивший обозначение В-80 был построен в мае 1981 года и поднялся в воздух в июне 1982-го. В-80, будущий Ка-50, имел характерную примету всех машин марки «Ка» – соосную схему расположения несущих винтов.

На испытаниях, проходивших в 1983–85 годах, машина Камова продемонстрировала лучшие характеристики чем новый вертолет Миля – Ми-28. В сентябре 1985 года комиссия Минобороны объявляет Ка-50 победителем в конкурсе.

Однако, в серию машина не пошла. У Ми-28 был ряд серьезных преимуществ, в частности – меньшая цена, лучшая защищенность, двухместная кабина и более простое освоение летчиками и техсоставом. В сочетании с традиционным недоверием армейских военачальников к «морскому» КБ – Камов десятилетиями делал машины для ВМФ СССР – это обеспечило Ми-28 мощное лобби, и оба вертолета «зависли», силами лоббистов не пуская в серию друг друга.
Спустя некоторое время пал Советский Союз и новое руководство страны вопрос переоснащения армейской авиации перестал заботить вообще.

Все 90-е годы и Ми-28 и машина Камова существовали в одинаковом положении. Периодически в газетах всплывали слухи о «победе» в тендере Минобороны того или иного вертолета, а на заводах неспешно, с темпом примерно по 1 машине в год, делали различные усовершенствованные варианты базовых вертушек, и пытались развернуть хотя бы «малую серию». Отчасти это удалось – к 2006 году было построено 15 Ка-50.

Одним из усовершенствованных вариантов Ка-50 стал Ка-52, взлетевший в 1997 году. Двухместная машина, получившая наименование «Аллигатор» анонсировалась как командная – ее предназначением являлось лидирование подразделений Ка-50, выдача целеуказания и координация их действий. Машина завоевала уважение специалистов, однако о серийном производстве речи опять же не шло.

Ситуация изменилась к середине 2000-х годов. Успешное применение пары Ка-50 в составе боевой ударной группы в Чечне дало сторонникам камовцев дополнительный козырь в споре с милевцами, постоянно кивавшими на богатую подвигами боевую карьеру «Крокодила» – Ми-24 – прямого предка Ми-28.

Аргументы милевцев все же перевесили. Ми-28, в модернизированном варианте Ми-28Н, с ночным прицелом, радаром и другими важными усовершенствованиями, был выбран в качестве основного серийного вертолета для армейской авиации. Министерство обороны России предполагает закупить до 300 машин этого типа с целью замены Ми-24 в составе боевых вертолетных полков и отдельных эскадрилий армейской авиации.

Однако Ка-50 и Ка-52 не остались в роли проигравших, как следовало бы ожидать. Успех чеченской командировки натолкнул руководство Вооруженных сил на мысль об использовании этих машин в качестве вертолетов огневой поддержки подразделений специального назначения. Здесь могут пригодиться такие замечательные качества Ка-50/52, как рекордное время «висения» (до 12 часов!), позволяющее машинам нести боевое дежурство поблизости от цели, не приземляясь, и меньшая шумность по сравнению с Ми-28, позволяющая в условиях плохой видимости подобраться к противнику на дистанцию открытия огня раньше, чем он заметит атакующий вертолет.

И Ка-52, и усовершенствованные варианты Ка-50, серийное производство которых разворачивается в соответствии с ГПВ 2006-15, оснащены современным прицельно-навигационным оборудованием, обеспечивающим применение в сложных погодных условиях и в любое время суток – это необходимое условие для любых современных «вертушек», не говоря уж о машинах поддержки спецназа.

Какой будет армейская авиация России через 12 лет? Трудно делать прогнозы, но можно попробовать. В случае если ГПВ будет реализована хотя бы в большей части – а хочется надеяться, что будет, благо предпосылки для этого есть – через 12 лет армейская авиация будет располагать 200–250 Ми-28Н. «Втрой эшелон» составят Ми-24 – последние серийные машины, произведенные в конце 80 – начале 90-х годов, прошедшие глубокую модернизацию. Их будет, думается, около 100–120, в основном в частях внутренних округов.

Что же до нашего героя…

Специальное назначение не предполагает крупной серии – по имеющейся на сегодня информации, Министерство обороны предполагает закупить несколько десятков Ка-50 и 12 Ка-52 в качестве машин-лидеров групп. Общая численность парка камовских машин в армейской авиации составит 70–80 единиц. Требуется ли большее их количество? Наверное, оно было бы полезным. Однако несколько хорошо подготовленных эскадрилий на камовских машинах сами по себе будут представлять весьма грозную силу.

…И рече Господь Гидеону: треми сты мужей локавшими воду спасу вас, и предам мадиама в руку твою: и вси люди да пойдут, каждый на место свое… (Судей, 7:7).



Обсуждение (высказываний: 1)   

Статьи на тему:
krylov. Куры, млеко, яйки и часики
Три города получили почетное звание «Город воинской славы».
В Дагестане уничтожены четверо боевиков
Американцы разработали самонаводящуюся пулю
В Риге и Москве завершилось чествование ветеранов Латышского легиона СС
Exegi monumentum

Историческая память: Globoscope.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»