RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
апреля
 
 
 
Лица
 
Дата 10.06.2008 11:56 Вставить в блог Версия для печати

Александр Чаусов: CHURCH.RU

Тема: ПОКОЛЕНИЕ RU
Первым моим «миссионером», так уж получилось, была старая и очень мудрая еврейка. Хозяйка квартиры, в которой я снимал комнату, учась на первом курсе университета. Пили мы тогда много и всякую дрянь. После очередной пьянки, когда, проснувшись на утро, я заливал в себя воду из горлышка эмалированного чайника, она сказала: «Вы знаете, Сашенька, чтобы так пили, я видела два раза в жизни. Первый раз – это был мой муж. Второй – это вы. Но муж мой на следующий день умер, а вы почему-то до сих пор живы…». Мне от этих слов стало очень стыдно, и я пошел в церковь. Зачем пошел – я, и сам толком не понимал. Да и «не-толком» тоже. Просто стало стыдно и я пошел. Из храма меня никто не гонял, «церковных бабушек-терминаторов» я узрел уже позже, будучи об их существовании предупрежденным. Да и мужское население в церквях в принципе реже трогают, женщины попадают на старушек чаще. А в храме меня как-то отпустило, что ли. Ну и стал заходить раз в несколько дней минут на пятнадцать. Через полгода познакомился со священником, который еще через год или полтора принял первую мою исповедь и впервые меня причастил.

Принято думать, что в определенном возрасте все люди особенно протестны. Оно, конечно, верно, но наше поколение, думается мне, протестно особенно. Здесь я сужу исключительно по себе. У меня проснулся именно протестный интерес к Православию. Нет, в нулевых не было никакой официальной религиозной цензуры. Не было и в девяностых. Дело в информации, которая была у меня в голове, точнее, в наборе штампов о православном мракобесии, закостенелости, однобокости и неполноценности. О том, что «все религии равны и все религии верны», о том, что «Бог должен быть в душе» и если он в душе, то на этом можно остановиться. Вся эта карточная колода представлений о религии, а особенно о Православии, у меня имелась. Не от родителей, которые не особенно интересовались религиозной тематикой и праздновали «католическое Рождество», а потом и «православное», не утруждаясь объяснять ни себе самим, ни мне, их ребенку, что это за праздник такой. Ни бабушка с дедом, которые крестили меня на дому и в тазике (что самое интересное, дело было в 1989 году, зачем в тазике – не понимаю), да так и не возвращались к теме христианства, ибо самим им было не до того. Откуда я набрался этих штампов о мракобесности религии, которые казались мне набором аксиом сродни закону тяготения? Не знаю. Телевидение, общение с «прогрессивными друзьями». Так или иначе, однажды у меня возникло ощущение, что это лажа. Более того, если бы эти «аксиомы мракобесия» казались бы мне тогда не столь всеобъемлющими, я бы не стал разбираться сам. При этом разбираться не беспристрастно, а именно из желания опровергнуть эту самую лажу. Восемнадцать лет – возраст, когда беспристрастность с большим трудом возможна. Потому пристрастность и протест были основными двигателями и мотиваторами, чтобы пойти и узнать, что там, в Церкви на самом деле.

Я, собственно, и начал с вопросов типа «эволюция и Шестоднев», «наука и религия», «Четвероевангелие и двенадцать апостолов». Радости моей не было предела, когда я все же докопался до пресловутой «лажи», до того, что «аксиомы мракобесия» - это фикция, мыльный пузырь. Но вопросы антиклерикального плана возникали планомерно отовсюду, а я все спрашивал. Так пошел и сравнительный анализ христианских конфессий. Ну а потом пришел интерес к сектам. Но тут получилось с точностью до наоборот: секты защищают, их хвалят… Думается мне, расписывать весь процесс превращения меня из просто епархиального катехизатора ещё и в сектоведа описывать не нужно. Мой протест лично для меня был удовлетворен, и по вопросам науки и религии, и по проблеме Джордано Бруно, всё никак не догорающего на своем злополучном костре. Но только нашлась ещё масса теоретического и практического, до чего банальный антиклерикальный прогон не доходит. Полёт мысли не тот. И стало уже не до этого пресловутого «прогона».
Отношение к Церкви в Советском Союзе и в постсоветской России первых лет мало чем отличалось. Вся разница была в том, что в Стране Советов о «религиозном мракобесии» говорило государство, а в постсоветской России активно заговорила самая громкая часть общества, к тому же большая его часть. Нет, понятно, когда-то были и репрессии, и прочие механизмы давления – но уже эпоха Брежнева и Горбачева, да и Хрущева не знала прямого насилия, расстрелов и лагерей для священнослужителей. А в девяностых, по сути дела, просто сменился громкоговоритель: сначала он был красного цвета, потом стал то ли звездно-полосатого, то ли радужно-невменяемого. В любом случае, возьмите «выкладки о Православии» любого среднестатистического антиклерикала, строчащего в ЖЖ на тему, как ему попы жить мешают, и сравните с какой-нибудь агит-брошюрой хрущевской поры. Если отбросить собственно идеологическую часть, то умозаключения хрущевских агитаторов и «российской демократической (не в обиду будь сказано вменяемым демократам) общественности» по поводу Святой Соборной и Апостольской Матери нашей будут удивительно схожи.

Не поймите неверно: я не собираюсь с пеной у рта доказывать, что земная часть Церкви, то самое человеческое, всё сплошь идеальное и святое. Это, впрочем, всё тот же пропагандистский ход: смешать в карикатуре на храм земное и небесное и на основе этого смешения сделать вывод, что всё ложь, ханжество и надувательство. Да, есть у нас и «православнутые», вот только подразумевая православного, человек, от Церкви сторонний, по умолчанию подразумевает именно композицию а-ля «молиться, поститься и слушать радио “Радонеж”». Буквально три дня назад увидел очередной приступ искреннего, почти детского удивления у человека, который думал, что православные – это такие своеобразные существа, у которых борода до пояса появляется лет с десяти от роду, говорят они на церковно-славянском, а еще полагают, что вся наука от лукавого. В головах нецерковных людей зачастую православные все и каждый полагаются такими мракобесами, ну или, в лучшем случае, подавляющим большинством. И всё же это частности.

Я сейчас, о вещах более теоретического толка. Об истории, о догматике, о сложности доктрины. Для меня нахождение в Православии огромного количества пищи для ума, при том «пищи», если хотите, очень высокого качества, с какого-то момента оказалось самым ярким открытием, опрокидывающим «аксиомы мракобесия» на раз. Но произошло это с течением достаточно долгого времени. То ли это неизжитый до конца «совок», то ли просто ничего интереснее люди придумать не могут и углубляться в историю вопроса не хотят. По большому счету, такова основная беда советского и постсоветского (во многом того же самого же) общества: огромная нелюбовь к саморазвитию, к познанию нового. И ваш покорный слуга здесь не исключение. Не было бы этой «пинковой тяги» юношеского несогласия с «мракобесной аксиологией», кто знает, может быть, сейчас строчил бы я антиклерикальные памфлеты с либеральным подтекстом на каких-нибудь «злобно-апельсиновых» информационных порталах с пеной у рта защищая «всеми гонимую саентологию», имея в душе только пустоту от одиночества и какой-то собственной духовной «обкромсанности». Однако, слава Богу, что получилось так, как получилось, а не иначе. Был и протест, и ощущение пресловутого прогона. И пьянки на первом курсе, и старая мудрая еврейка с её фразой, которую помнить я буду всю жизнь. Слава Богу за всё.


Обсуждение (высказываний: 3)   

Статьи на тему:
Сенатор Гаттаров обвинил Twitter в нарушении российских законов
Школьникам предлагают помочь Медведеву остаться на посту президента
Интерпол нанес удар по хакерам из группы Anonymous
Anonymous обещает закрыть Facebook 28 января
Джулиан Ассандж предоставит факты слежки за владельцами iPhone
Хакеры атаковали 6 крупных информационных порталов

Историческая память: Newland.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2018 «Новые Хроники»