RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
мая
 
 
 
Лица
 
Дата 07.05.2008 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Михаил Диунов: Философия Парада

Тема: ВОЙНА И ПОБЕДА
9 мая в Москве, пройдет, пожалуй, самое важное ежегодное событие в военном церемониале – парад на Красной площади. Современный человек уже наверное не видит в параде ничего кроме красочного военного шоу, а между тем парады имеют многотысячелетнюю историю и наполнены глубоким смыслом. Знание истории и знание скрытого смыла парада, безусловно, будет интересным и полезным для каждого.

Наиболее очевидным предком современных парадов является древнеримский церемониал триумфа. Римский триумф представлял собой военно-религиозный акт и служил событием, знаменующим победу Рима в крупной войне. Причем эта победа должна была быть, по мнению римлян достойной. Достойной победа становилась лишь в том случае, если враг был сокрушительно разбит и понес большие потери, в отличие от римлян. То есть тяжело доставшаяся победа не удостаивалась триумфа, даже в случае, если ее политическое значение было очень высоко. Триумф был религиозным актом, который представлял собой сакральное действо, в котором римский народ военным церемониалом благодарил богов Рима за дарованную победу над врагом. Фактически это было богослужение без жрецов, которое происходило не в храме, а на улицах Рима. Впрочем, даже внешне светский церемониал триумфа все равно завершался жреческими обрядами и жертвоприношениями.

Внешне триумф был весьма похож на современный парад и представлял собой торжественное прохождение колонны войск под предводительством командиров и полководца – триумфатора (триумфатором, кстати, мог стать только полководец, занимающий высшие государственные посты, так как в Римском государстве носители высшей власти также отчасти сакрализовались и только они могли представлять римский народ перед лицом божеств). Завершался триумф проносом богатых трофеев войны и пленных, среди которых обязательно должны были присутствовать вожди противника и наиболее знатные воины. Это символизировало то, что перед римскими богами таким образом склонялись иноверцы, которые усмирялись силой оружия Рима.

Триумфы, производили такое впечатление на всех, кто их видел, что их не забыли и после падения Римской империи. Уже в Средние века оформилась традиция торжественного въезда победителя в захваченный город или просто церемониал въезда королей и других владетельных особ в столицы. Внешне эта церемония была похожа на римские триумфы. Даже демонстрирование трофеев и пленных происходило порой, хотя и не часто. Живопись показывает нам картины подобных торжественных церемоний в города, такие как вступление Карла VIII в Неаполь или Жанны Д`Арк в Орлеан. И, конечно же, церемония торжественного вступления в город сопровождалась церковными событиями, например молебном о дарованной победе. Кстати церковный крестный ход также восходит в своем происхождении к римскому триумфу и символизирует триумф христианства.

Военные парады практически идентичные современным появились вместе с возникновением регулярных армий абсолютистских государств в XVII столетии. Большие армии, линейная тактика, требующая сложной выучки огромных масс пехоты и кавалерии, привели к тому, что парад стал не только символом побед и военной мощи страны, но и лучшим средством обучения войск. Парады в результате из экстраординарного события превратились в почти повседневный элемент военного быта. Так, например, в большом числе европейских стран вахтпарад (церемония смены караула) проводился каждый день и в нем участвовали все подразделения гарнизона назначенные на дежурства в этот день. Более того, парад стал сердцем, сосредоточением военной и государственной жизни. На нем отдавались распоряжения, а монархи на вахтпараде могли оглашать свою волю, которая тут же превращалась в высочайшие указы. Сакральный смысл парада отступил под светским влиянием милитаристского стиля и к церковной жизни имели отношение только так называемые церковные парады, которые проводились после богослужений. Их характерным отличием было то, что кавалерия проходила церковные парады пешим маршем, так как полки не приезжали в церковь на лошадях.

Особенный расцвет военные парады переживали в эпоху господства стиля ампир при Наполеоне и в первую половину XIX века. Это было время наиболее пышных военных парадов с многотысячными массами войск, марширующими по площадям подчиняясь каждому приказу командующего. Подобный церемониал служил идеологическим задачам показывая собственным подданным пример для подражания военной дисциплине и организации, а недругам демонстрируя выучку армии и ее боевую готовность. Надо отметить, что парад вовсе не был пустым развлечением, как его пытаются представить многие либеральные историки и пропагандисты. Если армия демонстрировала на параде способность к организованному движению, перестроению, выполнению строевых команд, то это было гарантией ее высоких боевых качеств, так как вплоть до начала XX века способ ведения боевых действий основывался именно на навыке каждого солдата слаженно выполнять приказ и умении действовать большими массами не теряя организованности. Русская армия в это время проводила, пожалуй, самые большие парады, которые приводили всех европейских наблюдателей в восторг и вселяли в сердца жителей Европы страх перед военной машиной русского императора.

С развитием оружия приведшего к изменению военной тактики вернули параду его изначальную функцию – военного триумфа проводимого либо после победы, либо в ознаменование прошлых побед. Не случайно, именно парад немецких войск в захваченном Париже стал символом восстановления мощи Германии после поражения в Первой мировой войне, а белые армии в Гражданской войне в России говорили о параде в Москве как знаке окончания борьбы с большевиками. Также и Парад Победы в 1945 году стал символическим актом завершающим Великую Отечественную войну и демонстрирующим всему миру мощь советской армии, не ослабленной годами тяжелых боев, но накопившей опыта и умения воевать. Парад Победы возродил русскую и римскую традицию завершать победоносную войну триумфом, ведь именно парадом русских австрийских и прусских войск завершились наполеоновские войны, охватившие всю Европу на протяжении почти четверти века. Что интересно – Парад Победы воссоздавал в себе многие черты напоминающие даже не столько о традиционных парадах, сколько о римских триумфах, так как пронесение трофейных знамен противника и их символическое «принесение в жертву» у мавзолея отсылало нас к временам Сципиона и Цезаря.

В советское время первоначально искусство русского парада было почти забыто. Его стремились заменить с одной стороны мероприятиями, имитирующими парады – демонстрациями на коммунистические праздники, а также различными парадами физкультурников и пр. Но постепенно, по мере того как при Сталине начинали отходить от антинационального большевизма и понемногу (хотя и половинчато и крайне боязливо) обращаться к национальным традициям и обычаям русских, военные парады постепенно возрождаются и приобретают новый блеск. Использование на парадах военной техники, артиллерии, танков, авиации способствовало тому, что мощь армии получила еще более зримое воплощение.

Хотя конечно о сакральном смысле парада в СССР пришлось забыть. Разве что для знающего наблюдателя был весьма заметен квазирелигиозный характер советских парадов, когда армия, проходя перед мавзолеем, где на трибуне стояло высшее политическое руководство страны, демонстрировала тем самым признание первенства коммунистической партии над государством и войском.

В постсоветский период о парадах одно время забыли. Демократические радикалы, пришедшие к власти, стремились вычеркнуть любые элементы милитаризма из истории и бытия русского народа, которому предлагалось забыть, что он вошел в историю как народ победитель во всех великих войнах, которые он вел, как народ, давший миру величайших полководцев и одну из самых победоносных армий. Но постепенно сила обстоятельств заставила изменить государственную политику, и парады вернулись на Красную площадь Москвы. Сперва в "усеченном" виде - и вот, наконец, с боевой техникой.

Поэтому у нас есть надежда, что рано или поздно на Красную площадь выйдет на свой парад возрожденная армия русского национального государства во всей её подлинности и красоте. И это будет означать еще один элемент подлинного возрождения России.


Обсуждение (высказываний: 3)   

Статьи на тему:
Блокадная сирена вновь прозвучит над Санкт-Петербургом
Плакатов со Сталиным в Москве не будет
В Риге и Москве завершилось чествование ветеранов Латышского легиона СС
Истре присвоено почетное звание «Населенный пункт воинской доблести»
В Германии - эхо Второй мировой
Партизанская победа

Историческая память: Newland.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»