RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
июня
 
 
 
Лица
 
Дата 29.06.2013 11:53 Вставить в блог Версия для печати

Дарья Митина: "Привратники"

Тема: КИНО Москва
Из года в год лучшая номинация ММКФ - программа документального кино "Свободная мысль". В этом году израильтянин Дрор Морех привез по-настоящему сенсационную картину "Привратники", справедливо номинированную на Оскар за лучший документальный фильм.

Полуторачасовая лента поразительна как замыслом, так и воплощением: шестеро бывших руководителей Шин Бет дают неторопливые и очень личностные интервью о спецслужбе, которую им в разные годы довелось возглавлять, о продолжительной истории палестинского противостояния начиная с Шестидневной войны 1967 года, о секретах профессии, включая самые сомнительные и неприглядные, красноречиво говорящих о Шабаке как преступной организации, о состоянии и перспективах израильского и палестинского государств и обществ. Просто не укладывается в голове ни то, как режиссёру, он же закадровый интервьюер, жёсткий и беспощадный, удалось разговорить своих собеседников, которые априори люди непубличные и, по всем писаным и неписаным правилам, должны были отказаться от беседы, ни то, как все шестеро в прошлом высокопоставленных шабаковцев планируют после таких откровений жить дальше - когда живешь на пороховой бочке, каковую представляет собой нынешняя Палестина, любое публично сказанное слово может стоить не то что карьеры, - она у всех героев картины в основном позади, - но и жизни. Причем на месте героев картины я бы опасалась не столько арабских террористов-мстителей, сколько больных на голову соплеменников, коих в изобилии.

Исходной точкой своего повествования режиссер Дрор Морех избирает 1967 год, когда внезапно, за одну ночь, "миллион палестинцев оказались под полным контролем израильтян". Израильские официальные круги и правый истеблишмент, устроившие обструкцию фильму, возражают против, по их мнению, изначально неверной посылки, превращающей израильтян в сторону, виноватую в конфликте. Между тем Морех подобной экспозицией лишь напоминает событийную канву и факты, которые, по вполне понятным причинам, сионистской верхушке признавать тяжело.

Композиция ленты незатейлива - экс-руководители Шабака дают достаточно полный и пугающий своей откровенностью портрет своей спецслужбы. Пожилой Авраам Шалом, возглавлявший Шин Бет в 1981-86 и известный как один из наиболее жестоких и беспринципных бультерьеров, не имеющий никаких моральных ограничений в деле борьбы с терроризмом истребления палестинцев, заявляет, что израильская разведка никогда не имела никакой стратегии, ограничиваясь соображениями исключительно тактики, причем признает, что основной функцией ШБ давно уже стала не защита от арабского терроризма, а провоцирование его. Рассказывая о деле "автобуса № 300", в конечном итоге погубившем его карьеру, Шалом путается в показаниях - сначала говорит, что шинбетовцы получили приказ вырвать обоих террористов у разъяренной толпы, которая бы в конечном итоге линчевала обоих, а потом под давлением режиссера-интервьюера признает, что два араба-взрывника были растерзаны не толпой, а именно его сотрудниками, "работавшими" с террористами двое суток. Когда Шалом пришел взглянуть на результаты допросов в иерусалимскую тюрьму, от смертников остались лишь куски мяса.

Яаков Пери (1988-94), риторически поинтересовавшийся у режиссера, доводилось ли тому бывать в иерусалимской тюрьме, облик и интерьеры которой не изменились со времен Оттоманской империи, говорит, что это самая страшная тюрьма в мире (так в фильме - Д.М.), и что, попав туда, на следующий день ты признаешься в убийстве Христа. Очевидно, что Пери это известно как мало кому другому...

О методах физического воздействия при допросах, дозволенных израильскими законами, говорит Ами Аялон (1995-2000). Закон позволяет лишь лишение сна, фиксацию допрашиваемого в неудобном положении и "встряхивание". Видимо, отбивные из двух смертников автобуса № 300 получились именно в результате встряхивания, не иначе... Аялон говорит, что в израильских армии и разведке с первых дней их существования не существовало понятия "незаконный приказ". Каждый из шестерых шинбетовцев рефреном повторяют слова о соотношении морали и целесообразности, причем наиболее откровенно формулирует старая сволочь Шалом - забудьте о морали, когда речь идет о "борьбе с терроризмом". На террористов законы морали не распространяются.

О том, что на "террористов" законы морали не распространяются, собственно, интервьюируемые могли бы и не упоминать. Убийства мирных жителей, неизбежные при такой "борьбе", на профессиональном сленге называются "сопутствующими обстоятельствами". Именно такими "сопутствующими обстоятельствами" были 14 человек, погибших в ходе ликвидации координатора ХАМАС в Газе Салаха Шехады, на дом которого была сброшена 1 тонна тротила. Ави Дихтер (2000-2005) подробно и откровенно рассказывает о своих спорах с премьером Шароном, с которым ему пришлось согласовывать убийство шейха Ясина - Шарон настаивал на тонне тротила, Дихтер предлагал ограничиться 250 кг, ссылаясь на неизбежность "сопутствующих обстоятельств". Кстати, тогда "сопутствующими обстоятельствами" оказались трое убитых и 11 раненых. Пожалуй, Арик Шарон, который до конца жизни будет ходить под себя, единственный из организаторов сионистского террора, которого ещё при жизни настигло возмездие. Остальные живы, здоровы, весьма упитаны и дают интервью.

Интересно, что в рассказах экс-руководителей израильской разведки практически нет бравады - они, за редким исключением, даже и не пытаются найти себе оправданий. Ами Аялон, наиболее критически из всех высказывающийся о характере собственной деятельности ("Когда уходишь на пенсию, сразу левеешь"), вспоминает, что при ликвидации "самого старого террориста", ХАМАСовца Яхьи Аяша ("самому старому террористу" в момент убийства было 30 лет), шинбетовцы, мол, несколько дней выжидали, когда все дети Аяша разойдутся из дома, и Аяш останется дома один с женой. Великое проявление гуманизма, однако. В руках у Аяша взорвался сотовый телефон - Ами Аялон считает отсутствие "сопутствующих обстоятельств" успехом операции, отмечая в то же время, что на убийство своего товарища палестинцы ответили убийством 63 израильтян: "мы несем смерть сами себе", - говорит Аялон. Кстати, израильские власти до сих пор официально не признают свою причастность к ликвидации Аяша, так что откровения Аялона будут для них большим подарком.

Тому, кто интересуется, а как обстоят дела с еврейским терроризмом, весьма поучительно будет узнать историю "Хамахтерет Хаехудит" ("Еврейского подполья") - террористической группы, отметившейся несколькими терактами и планировавшими взорвать Купол Скалы - арест участников группировки был отменен решением кнесета и специальным указом премьера Ицхака Шамира, а следствие по делу сразу закрыто. Говоря о еврейском терроризме, все рассказчики в один голос отмечают, что переломным моментом в оценке Шин Бет как спецслужбы, а главное, в самооценке шинбетовцев, стало, несомненно, убийство Ицхака Рабина, когда вызов всей системе госбезопасности бросили не хорошо обученные группировки и не герои интифады, а, по выражению" Яакова Пери, "одинокий придурок с пушкой". Грозный битахон, заточенный под борьбу со специалистами, оказался бессильным против "придурка с пушкой", колоссом на глиняных ногах.

Ведь мы проспали все значительные события, - горько замечает Юваль Дискин (2005-11). - Проспали первую интифаду, проспали вторую интифаду, проспали убийство Рабина. ШБ, "гордость страны", дала сбой - выяснилось, что гордиться-то и нечем... Похороны Рабина, на фоне остальных ястребов наиболее миролюбивого и конструктивного из израильских премьеров, стали водоразделом в судьбе всей страны. Характеризуя облик израильского руководства, Дискин язвительно замечает, что именно ликудники Шарон и Нетаниягу, сами того не зная, науськали Игаля Амира на выстрел - убийству премьера предшествовала долгая и оголтелая кампания его травли, благословляемая обоими будущими премьерами, возглавлявшими шабаши сумасшедших клерикалов и ультраправых, носивших по Иерусалиму гробы с куклой Рабина.

"Убийством Рабина дело не ограничится", - горько пророчествует Карми Гиллон. - "Нас ждет новое крупное политическое убийство. Кого - не спрашивайте... Когда - когда будем уходить с Западного берега..."

Кстати, показательно, что об интифаде руководители Шин Бета говорят если не без придыхания, то весьма почтительно. "Когда на улицы выходят не террористические группы, а вооруженный народ, сотни тысяч людей, - мы бессильны" (Юваль Дискин). Тот же Дискин произносит слова, вызвавшие бурю лицемерного возмущения в сионистской элите: "Ведь всё относительно. Тот, кто для одних террорист, для других - борец за свободу..."

Поразительно слышать от Авраама Шалома, циничного убийцы, построившего свою карьеру на истреблении людей, слова о том, что Израиль верной дорогой идет к апартеиду, и даже более того - "мы, нация, пострадавшая от немецкого нацизма, постепенно сами уподобляемся немецким нацистам". Итог картине подводит Ами Аялон, цитирующий Карла Клаузевица с неподражаемыми комментариями, с головой выдающими не только национальный образ мышления, но и специфику профессии - "Карл Клаузевиц был умным человеком. Хотя не был евреем. По крайней мере, у нас данных, подтверждающих его еврейство, нет". Аялон пророчит катастрофу Израиля: "в противостоянии террористам мы побеждаем в каждой битве, но при этом проигрываем войну в целом".

Как, скажите, как Морех их всех раскрутил на это дело??... Сыворотку правды вколол??... На мой взгляд, фильм становится бесспорной журналистской удачей именно из-за уникальности материала и непостижимого для меня согласия героев фильма говорить перед камерой.

Беньямин Нетаниягу, которого спросили, видел ли он "Привратников", на голубом глазу ответил, что нет и не собирается:). Вице-премьер Моше Яалон назвал картину Мореха "дешёвкой, снятой на палестинские деньги" и предложил запретить её к показу. Эхуд Барак, которого, как мне кажется, Морех специально показал в полный рост (у Барака карикатурно короткие ручки до талии) счел картину свидетельством того, что в Израиле можно снимать всё, что угодно (действительно, возмутительно. Праворадикальный израильский истеблишмент крайне оскорблен замечаниями одного из героев фильма о том, что давно пора начать переговоры с Ираном.

На все эти обвинения Дрор Морех отвечает: «Я пред­став­ляю Го­су­дар­ство Из­ра­иль, а не Би­нья­ми­на Нета­ни­ягу», а что касается нежелания премьера-министра знать, что думают главы служб безопасности о палестино-израильской проблеме, это больше говорит о премьер-министре и государстве в целом, чем о фильме. И он прав

ИчточниЗаметки на полях фестиваля - 3


Обсуждение (высказываний: 0)   

Статьи на тему:
Грузинское кино. Армянское кино
Автомобиль Джеймса Бонда продали
Ты зачем всех убил?
Умерла самая старая американская актриса, получившая Оскара
Звезда «Трансформеров» Шайа ЛаБеф швырнул в папарацци горячим кофе
Грандиозным шоу в Петербурге подведут итоги промокампании
5 сезона «Игры Престолов» на РЕН ТВ


Историческая память: Globoscope.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»