RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
июня
 
 
 
От редакции
 
Дата 14.04.2008 00:00 Вставить в блог Версия для печати

ДАЕШЬ ВАРШАВУ!

Тема: ЗАПИСКИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
И вновь про кино. Благо слово «хроники» в названии нашего издания обязывает к чему-то этакому и отсылает к кинотеатрам под открытым небом, где перед фильмом про разведчиков, «трофейной» комедией из американской жизни или боевым киносборником мальчишки на соседних деревьях смотрят, затаив дыхание, выпуск кинохроники о наших победах и достижениях. «О Сталине мудром, родном и любимом», в конце-то концов.

В какой-то момент они смотрели, кстати, и жуткий рассказ советской кинохроники о том, как в Катыни под Смоленском открыты и осмотрены комиссией во главе с академиком Бурденко останки расстрелянных нацистами советских и польских граждан. Потом, после Сталина, советская пропаганда перестала на этой версии настаивать, хотя зря — история и до сих пор очень темная, а уж сдаваться в таких вопросах без боя вообще глупо. Вот спросите сегодня поляков кто такой Иосафат Кунцевич и они с пеной у рта начнут вам доказывать, что это был святый чудотворец и убили его клятии русины за верность Костелу Католицкему… А мы сразу в кусты.

Так вот, изряднопорядочная блоггерская общественность дружной стайкой травит Дениса Горелова за то, что он посмел сказать очевидное — фильм Анджея Вайды о Катыни плох и вымученно пафосен. Как же! Как посмел негодник поднять руку на Мэтра! То, что сам «мэтр» стоит над Россией и русскими с задранной ногой уже не одно десятилетие как-то никого не смущает.

Я, как быть может в курсе старшее поколение московских театралов, сын актера. И в качестве такового театр не люблю. Понимаю, иногда наверное чувствую, но не люблю. И заставить себя туда ходить могу крайне редко и под какую-то особую идею. Но один раз несколько лет назад – пошел, поскольку билеты на двоих торжественно вручила мама очень нравившейся мне барышни. Как же тут не пойти? Билеты были в «Современник». На «Бесов» – в постановке Анджея Вайды. Наверное Вайда вообще плохой театральный режиссер, но более муторной, вымученной невнятной постановки Достоевского. Большего непонимания материала я никогда не видел. Даже Любимов с его плакатным прочтением всего и вся, с его пересказами публицистики Карякина, в каком-то смысле стоял ближе к чему-то в Достоевском, чем польский классик.

Я все не мог понять, зачем Вайде это нужно, пока не наступил кульминационный момент, когда генеральша Ставрогина и умирающий Степан Трофимович Верховенский вместе считают Евангелие. Читают они повествование о бесах, изгнанных Христом из больного, вошедших в стадо свиней и сбросивших их в море. Смысл этого эпизода Достоевским выражен предельно ясно

«— Друг мой, - произнес Степан Трофимович в большом волнении, - savez-vous, это чудесное и... необыкновенное место было мне всю жизнь камнем преткновения... dans ce livre... так что я это место еще с детства упомнил. Теперь же мне пришла одна мысль; une comparaison. Мне ужасно много приходит теперь мыслей: видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней - это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века! Oui, cette Russie, que j'aimais toujours. Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы, вся нечистота, вся эта мерзость, загноившаяся на поверхности... и сами будут проситься войти в свиней. Да и вошли уже может быть! Это мы, мы и те, и Петруша... et les autres avec lui, и я может быть первый, во главе, и мы бросимся, безумные и взбесившиеся, со скалы в море и все потонем, и туда нам дорога, потому что нас только на это ведь и хватит. Но больной исцелится и "сядет у ног Иисусовых"... и будут все глядеть с изумлением...».

Так вот, Вайде, а недаром он Маэстро, удалось подать этот эпизод, — так чтобы не оставалось никакого сомнения в том, что стадо свиней, в которое вошли бесы – это как раз Россия и русские. И что весь Достоевский именно об этом. Приехать в Россию и поставить спектакль лишь для того, чтобы иметь удовольствие назвать русских свиньями — это тонкое удовольствие. Для взволнованного эстета.

Впрочем, кто бы сомневался в том, что смыслом существования несчастной Польши в последние столетия было исключительно досадить России и как-нибудь понеприятней обозвать русских. И значительная часть великой польской культуры – об этом. Но опять же – тут важна подача. Почему-то у Ежи Гоффмана получается «посчитаться» и с украинцами и с москалями за хмельниччину так, что и те и другие смотрят «Огнем и мечем» с упоением (я например готов пересматривать каждые полгода). Может это и не Великое Кино об Отдельном Человеке, запрашиваемое Гореловым, но это действительно впечатляющая картина истории. Это то, как надо было бы снимать «1612», если бы у нас был свой Гоффман.

У Вайды ни интересной фиги, ни смачного плевка не получается. Он не только камерный, но и совершенно внеисторический и аисторичный режиссер. Если до вас еще не дошло это после «Дантона», то значит и у вас самого какие-то проблемы с «учительницей жизни»… Получаются наскучившие всем кроме самих поляков рыдания над польской кавалерией. Хорошо хоть, что на самом деле она с шашками на танки не бросалась, совсем было бы позорище.

Так что делать будем, товарищи? Радоваться будем! И этой кавалерийской самоупоенности. И тому, что «у братьев-москалей не вышло научить горделивое польское воинство драться до последнего», как ехидничает Горелов. Не знаю, помнит он или нет, - братья-москали честно пытались — с 1949 по 1956 министром обороны Польши был К.К. Рокоссовский — филиграннейший из маршалов победы, спаситель Москвы, победитель Паулюса, сокрушитель Моделя и освободитель Белоруссии (не один, конечно, но в случае Рокоссовского персональная компонента была как никогда высока). Но после 1956-го с началом подъема «национального самосознания» и первым появлением мраморных и железных монтеров-электросварщиков Рокоссовского быстро из Польши выкинули.

Соседи редко бывают друзьями. Но России на удивляение повезло с врагами-соседями, с их самовлюбленностью, самоуверенностью и неадекватностью. Не будь таких соседей, их следовало бы выдумать.

P.S. В своем постскриптуме Денис Горелов напоминает о судьбе военнопленных красноармейцев, замученных поляками в 1920-м. И позволяет себе загадочную фразу: «Да, они были оккупанты, да, они «сами пришли», только в течение ближайших лет в лагерях из них сгинуло 40 тысяч». Не знаю, что у господина Горелова со знанием отечественной истории, но помнится, что еще в школе мне рассказывали такой вот любопытный факт.

Советско-польская война была развязана Польшей против признавшей польскую независимость советской России. Целью Польши было присоединение земель , которые она считала отторгнутыми еще в XVIII веке, то есть Украины и Белоруссии и создание на остальных марионеточного петлюровского государства. В ходе войны поляками и петлюровцами были оккупированы города Киев и Минск, и всё, что было западней. Занятие территории сопровождалось зверствами против мирного населения и, в частности, массовыми еврейскими погромами.

Нападение поляков стало причиной настоящего национального подъема в раздираемой гражданской войной России. По призыву генерала Брусилова тысячи царских офицеров вступили в Красную Армию, ничто так не дискредитировало белых и Врангеля в глазах многих патриотов, как нанесенный в этот момент удар в тыл Красной Армии из Крыма. И «Даешь Варшаву!» было лишь контрударом Красной Армии, освобождавшей русские земли. Контрударом на территорию врага.

И говорить «сами пришли» в отношении солдат, взятых в плен под Варшавой также нелепо, как говорить «их не звали» о погибших в 1945 в боях за Берлин русских солдатах.

Это война, милые, и если вы решили взять Киев, то готовьтесь встретить русских под Варшавой. И совсем не факт, что у русских всегда главным будет оказываться эстет Тухачевский.


Обсуждение (высказываний: 5)   

Статьи на тему:
АПОФЕОЗ АНТИЦЕРКОВНОСТИ
ХУДОЖНИК НА ВЕСАХ ВЕЧНОСТИ
Улыбка машет котом
Абстракционизм и демократия
Not for sale
Социогуманитарное и антисоветское

Русский Обозреватель: Newland.ru:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
 






 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»