RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
25
апреля
 
 
 
Лица
 
Дата 13.04.2008 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Михаил Бударагин: Груз тревоги нашей

Тема: КИНО
Фильм Алексей Балабанова «Груз-200», показанный в ночь с пятницы на субботу на «Первом канале», вызвал шквал критики.

Ту часть претензий, которая касается сходства изображенного Балабановым мира и советской действительности образца 1984 года, мы намеренно оставим за скобками: художественный мир (пусть и с пометкой «основано на реальных событиях») – все-таки остается художественным миром, в котором вещи «не похожи» на свои прототипы. Так ангелы у Рафаэля, наверное, не совсем ангелы, ведь каждый видит тех ангелов, которых видит. Так Ришелье Александра Дюма – не совсем тот Ришелье, который родился в 1585, а умер в 1642 и был не подлым интриганом и жуликом, а доктором богословия, защитившемся в Сорбонне, и создателем Французской академии. Так на одном из полотен Сальвадора Дали часы стекают вниз не потому, что часы в реальности действительно стекают вниз, а потому что художник видит мир другим.

Вполне вероятно, что критики «деталей» забывают о том, что изрядной части аудитории фильма (например, автору этих строк, который родился как раз в 1984 году и совершенно не помнит, были ли тогда «арендаторы» и майки «СССР») не к чему эмоционально придраться по причине того, что их молодость не прошла под убогий напевчик «плот, мой плот»…

Вообще же стоит просто несколько раз посмотреть в прайм-тайм какую-нибудь передачу из коллективной серии «Чистосердечное расследование», чтобы увидеть множество прототипов «Груза-200» во всем своем трогающем душу великолепии. Балабанову, в отличие от Дали, не нужно было ничего специально изобретать: все и так, как на ладони.

Оставим в стороне и суждения о душевном здоровье Алексея Балабанова. Федор Михайлович Достоевский был эпилептиком, но роман «Братья Карамазовы» - роман гения, а не эпилептика. Перечислять душевные недуги великих художников – вообще занятие слишком утомительное, чтобы предаваться ему всерьез.

К фильму Балабанова можно предъявить претензию как к «экспортной клюкве для международных фестивалей». Формат Кар Вая или Звягинцева. Это уже, по меньшей мере, разговор по существу. Но условному «Западу» «Груз-200» не скажет о России ничего нового. Фильму Балабанова ничего не светит на международных фестивалях, потому что в Европе и Азии снимают такое же по качеству и уровню кино. «Груз-200» в этом смысле – намеренный «середнячок», который словно бы специально снят вне фестивального контекста с его пафосом борьбы малых народов (вспомним, как в 2006 «пальмовую ветвь» получила сомнительных свойств лента Кена Лоуча «Ветер, который качает вереск») или утонченностью условности («Возвращение» Звягинцева, например). «Пальмовую ветвь» выдают не за город Ленинск…Европа видала и не такие страсти-мордасти, одна «Пианистка» чего стоит.

Нет, «Груз-200» - кино для своих. Для тех, кто еще помнит, как оно было или не было в 1984 году, и для тех, кому еще интересен мир, лежащий за пределами вездесущего глянца. Европу и Америку с их изрядным количеством очень хороших картин о живой жизни («Майкл Клейтон» Тони Гилроя, «Старикам здесь не место» братьев Коэнов или «Жизнь других» фон Доннерсмарка, например) подобным не удивишь. А нас, сытых и томных, - можно и шокировать.

Балабанов – желает он того или нет – выполнил ту работу, которую должны выполнять проповедники: он рассказал о том, что мир стоит на грани гибели, и гибель эта – в каждом из нас. Сегодня в России, где все, что не упаковано в глянец, - заведомая маргиналия и «лузерство», кто-то должен был сказать о том, что мир состоит не только из сериалов про адвокатов, рецептов авокадо и нового альбома какого-нибудь очередного димыбилана. Рассказать – предельно жестко и жестоко (иначе – не поймут) – о том, что тварный мир лежит во зле и грехе, о том, что грань, отделяющая человека от монстра, - предельно тонка. Memento mori, повторяет и повторяет Балабанов, но его голос едва слышен из-за неразличимого в своей пошлости гула «домов-2», «счастливых вместе» и проч. и проч.

«Груз-200» снят о том, что единственная, самая сложная и тяжкая работа – спасение бессмертной души, которая, дура-дурой, слишком подвержена всякой прелести.

Запредельная концентрация человеческой низости – живое напоминание о том, что там, за пределами коллективного журнала «вог тебе джы-кью», существует жизнь, в которой слишком много всего не устроено, и забывать об этом ни в коем случае нельзя.

Потому что смерть, словно бы назло торжествующему гламуру, - существует. Потому что мир до сих пор нуждается в спасении, а не в переименовании одних брендов в другие и высаживании герани. «Мелкий бес» Федора Сологуба вышел в свет в 1907 году, в эпоху «лебединой песни» Российской Империи, когда, казалось бы, вот-вот еще чуть-чуть – и страна оставит «просвещенный мир» далеко позади. И как блистали тогда Москва и Петербург, как шли по Волге груженые зерном баржи, как строились железные дороги и фабрики. Но все забыли о школьном учителе Передонове, зато школьный учитель Передонов видел, как по углам его маленькой, утлой квартиры скачет недотыкомка, и ни о ком не забыл. Капитан Журов балабановского «Груза-200» – наш сегодняшний Передонов, и лучше бы, вопреки всем уверениям о том, что основной отечественной проблемой является весенняя депрессия офисных работников, помнить о нем.

А то как бы он невзначай ни вспомнил о нас…

Вы говорите, не бывает серьезного, концентрированного, без тени улыбки и с осознанием собственной значимости зла? Посмотрите, как 2 августа 2007 года новгородская прокуратура утверждает, что обладает достаточными доказательствами вины Антонины Мартыновой в попытке преднамеренного убийства дочери. Сегодня – 13 апреля 2008 года. Антонина уже отсидела в СИЗО, лежала в институте имени Сербского, была разлучена с трехлетней Алисой, находится сейчас под подпиской о невыезде, ожидая, когда же хоть чем-то закончатся усилия правоохранительных органов, которые давно уже во всем уверены, как уверен капитан Журов в том, что дочь секретаря райкома партии – его жена.

Реальность, говорите, не соответствует действительности?

См также: Егор Холмогоров. Перегруз-200


Обсуждение (высказываний: 10)   

Статьи на тему:
ММКФ-2010: день девятый — латиноамериканская программа
Бунт офисного самурая
Российские "Овсянки" получил приз за духовность на Венецианском кинофестивале
Доступ к сериалу "Игра престолов" отныне ограничен
В российском прокате лидирует новый «Служебный роман»
Последний фильм о Гарри Поттере стал третьим по кассовым сборам за всю историю кино

Историческая память: МаркетГид:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2018 «Новые Хроники»