RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
27
июня
 
 
 
Лица
 
Дата 05.04.2008 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Егор Холмогоров: БД о СМ

Тема: ЗАПИСКИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
У людей, которые никак не могут разобраться со своей психологической, национальной и культурной самоидентификацией есть одна очень навязчивая черта. Они как никто агрессивно стараются навязать свое представление о той или иной идентичности — самим носителям этой идентичности. Мир достаточно видел греков, объясняющих римлянам, что такое настоящие римляне, немцев, учащих чехов быть чехами, французов, учащих арабов быть арабами, англичан, учащих индейцев быть индейцами. А уж русским про то, кто такие русские, кто только не объяснял.

Толмачи этничности обычно пытаются решить с этим путем свои, глубоко интимные проблемы. Вот и литератор Быков Дмитрий Львович с натугой впихивает читателям свои познания в теме БДСМ:

«Центр наслаждения, по большей части садомазохистского, расположен в российском коллективном мозгу где-то в той точке, которая отвечает за теплые единения и оргиастические расправы. Несколько раз я замечал, что садомазохистские сайты в Интернете создаются и посещаются в основном русскими либо выходцами из России (там полно и европейцев, но они в основном выступают в функции благодарных зрителей, как и в реальности)».

Я, конечно, не большой специалист по бдсм и не имею столько времени, чтобы тусоваться на тематических сайтах, да еще и подсчитывать с шариковой ручкой этническую принадлежность их создателей и «благодарных зрителей». Хотя, думаю, что по простоте душевной Дмитрий Львович попросту насвистел и ни на каких таких сайтах он не был. Во всяком случае, опрошенные эксперты высказываются именно в пользу этого предположения, а самые злые еще и прибавляют, что это реализация якобы известной им давишней мечты Дмитрия Львовича пасть истерзанным и замученным прекрасными "русскими фашистками" в высоких кожаных сапогах и с протазанами в руках. Но я полагаю, что БД всего-то хотел заново и интересно проиллюстрировать уже порядком обрыдший всем жертвам его творческого гуманизма тезис о русских, как о СМ-народе.

Но вот только беда состоит в том, что тезис этот реальностью не подкрепляется. Русские народ на удивление нечувствительный к насилию — ни в смысле удовольствия от его причинения, ни в смысле удовольствия от его претерпевания, ни, наконец, в смысле хотя бы полноценного страдания от насилия. И именно это качество, повышенный болевой порог, и составляет одну из ключевых антропологических проблем русской истории.

Там где римлянин упоен кровью гладиаторских боев на арене, где европеец получает явное удвольствие от трупов, болтающихся на Монфоконе, где азиату явно нравится заворачивать политического соперника в размоченную шкуру яка, а потом высушивать эту шкуру на солнце… Там русский, по какой бы стороне пары насилия он не оказывался, обычно деловито произносит: «Это ничаво» и неодобрительно качает головой. Удовольствие от насилия русскому (для кого-то увы, а для кого-то – ах) недоступно.

Именно этой антропологической особенностью и объясняется немало как дурных, так и великолепных явлений русской истории. Например, удивительная стойкость русских войск в самых кровопролитных битвах — «в воле Вашего величества бить русских правильно или неправильно, но они не побегут». А с другой, — столь же чудовищная выносливость в отношении издевательств над нами со стороны разнородных и разноплеменных Штаденов, Биронов, Саенок и Ягод.

«Это ничаво» - приговаривает русский, когда ему из спины ремни режут, «это ничаво, потерпи милок» - приговаривает он же, когда режет сам, ибо просто не понимает, что возможно не только терпеть, но и мучиться, или наслаждаться. Только в этой культуре повышенного болевого порога могла родиться суховская формула «лучше помучиться», только в ней возможно специфическое платон-каратаевское вооруженное ненасилие. Кому-то из нас эта черта может нравиться, кому-то – казаться скорее вредной, кто-то может считать, что русским стоит подсыпать в еду озверина. Но сам факт от этого никуда не девается.

Происхождение этой черты, в общем и целом, понятно и связано, как это банально не прозвучит, с христианской основой русской национальной психологии. С национальным характером, образованным Минеями-Четьими, где едва ли не на каждый день приходится красочный рассказ о христианском мученичестве, запечатленный и во множестве икон «с клеймами», вроде мученичества святого Георгия.

Мы очень часто не понимаем смысла мученичества, сводя его к какой-то тупой беззащитности или, напротив, магической нечувствительности древних христиан. Между тем, для них самих это был гладиаторский поединок. Поединок с совершенно чудовищной озабоченностью древних римлян как БД, так и СМ. Надо понимать, что для Римской империи и времен расцвета, и времен упадка Колизей или провинциальный амфитеатр был действительным средоточием жизни. Запах пролитой на арене крови зверей и людей – приятней всяких благоуханий. Вид окровавленного ретиария, добиваемого секутором, приятней обнаженного тела самой изысканной куртизанки. А.Ф. Лосев был совершенно прав, когда отметил, что гладиаторский бой и звериная травля были зримым и чувственным выражением римской концепции господства как торжества идеи над материей, взятого как материя.

Целью мучеников, бесстрашно выходивших на арены римских амфитеатров с одними лишь словами «christianus sum» было не просто умереть за Христа, но умереть так, чтобы разрушить материальный синтез, заключавшийся в римской идее господства. Ни одним движением, ни одним жестом не доставить осатанелым язычникам удовольствия от происходящего на арене, быть и вне отношений доминирования и по ту сторону муки. Львы, которые не решаются прикоснуться к брошенной им деве, старец епископ, уговаривающий тигров съесть его, распятые после страшных пыток, которых приходится добивать мечом, поскольку они ничем не выказали своего страдания, запах горелой плоти, не сопровождаемый ни одним воплем отчаяния и ужаса. Если бы могло существовать страдание, причиняемое отсутствием страданий, то язычники претерпевали от христиан именно его.

Разумеется, культура, которая выросла на таких преданиях, не могла не существовать по ту сторону и насилия и отношений доминирования как физических отношений. Могла строиться лишь на отношениях подчиненных идее — идее власти, идее служения, идее цели. В этом смысле русские, с их готовностью гибнуть за любую безымянную высотку и класть голову на плаху царя-антихриста, всегда казались очень соблазнительной целью озабоченным бдсм инородцам. Вот уж где можно оторваться, ни в чем себе не отказывая. Но вот только удовольствия не получалось, поскольку страдающей плоти под нагайкой и сапогом не оказывалось, оказывался дух терпящий, кроткий, а если и озлобляющийся, то иначе — огненным быстрым смерчем, бунтовщицким пожаром барской усадьбы или всего мира, засадой в лесу (вот где, в гибели отца, а не в каких-то мифических ставрогинских педофильских оргиях, была первичная травма Достоевского), дубиной хоть и пресловутой, но от этого ничуть не менее реальной, народной войны.

Фантазерам доставалось в удел горькое разочарование, которое приходилось возмещать исключительно еще большим буйством фантазии, сублимированным в «творчество». У кого-то это получалось талантливо, почти гениально, как у Эйзенштейна (хотя подлинная гениальность режиссеру во второй части «Грозного» изменила). У кого-то пошло и никак, в форме беспомощных излияний на беспомощный балабановский посткинематограф, как у Быкова. Что ж, — даже «творчество и гуманизм» даются каждому по его размеру.


Обсуждение (высказываний: 4)   

Статьи на тему:
О господстве
Памяти Франции. Часть V. Лаон. Быки и немного антисемитизма
Путин, суй!
О РЕСПУБЛИКЕ
Маленькая победоносная гражданская война
Памяти Франции. Часть IV. Руины Суассона

Русский Обозреватель: Globoscope.ru:
Сирийская группировка освободила русского блогера-путешественника, захваченного три года назад
В Казани разберут национальные конфликты и профилактику экстремизма
Как я баллотировал Онотоле
Зачем нам этот Brexit?
Загнанных пуделей пристреливают, не правда ли?
В Турции арестовали 11 россиян, подозреваемых в организации теракта в Стамбуле
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»