RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
26
июня
 
 
 
Лица
 
Дата 08.02.2008 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Эмин Калантаров: Последняя серия

Тема: ОБЩЕСТВО
Эмин КалантаровВ 2005 году Дмитрий Быков, известный писатель и публицист, в своем эссе «Третий том», пришел к выводу о невозможности существования российской национальной утопии. Пересказывать материал нет смысла, но речь в эссе о Гоголе, который «сломался», пытаясь написать мифологию России, как написал ее для Украины. Но мифология России, пусть и не оформленная, ни Гоголем, ни по большому счету Пушкиным, все же существует. В Достоевском ли она в виде почти ускользающего от нас раскаяния убийцы или в Чехове, в поведении потерянного человека – совершенно не праздный вопрос. Потому что пока нам не хватает собственной мифологии, прогрессируют отнюдь не философские, а социальные проблемы и болезни.

Одной из таких социальных проблем является добровольный отказ от рождения детей. Добрые и сознательные граждане добровольных отказников называют чайлдфри и пытаются задушить аргументами о пользе и необходимости деторождения. Но вообще это, конечно, проблема масштаба и вопрос культуры потребления. Человек, полагающий, что добровольный отказ от возможности родить, что-то предполагает в будущем, жестоко ошибается. Потому что в этом случае человек мыслит категориями недель, месяцев, парой лет. Не более того. Впрочем, масштабы и культуры еще нужно осознать, а мы пока вернемся к более прозаическим критериям.

Весьма характерной чертой переходного периода в России стала «комнатная» или кухонная революционность. Фактически, народные массы следить за собой начали относительно недавно, для их собранности потребовалось почти необратимое разрушение России на рубеже столетий. Это заметно по политическому процессу конца девяностых – начала двухтысячных, именно тогда стали оформляться более или менее доступные для понимания оппозиционные коалиции. Принцип, а вернее застарелый подростковый комплекс «сопротивления давлению общества», позднее вылился в лозунги про кровавую гэбню. Но если бы все обошлось лишь политической ареной... Одним из распространенных аргументов чайлдфри, который они не спешат афишировать, является именно пресловутое «сопротивление давлению». В этом, кстати, кроется ошибка самого общества: чем больше оно налегает на свои аргументы, тем отчаянней и радостней сопротивляются «свободные от детей». Комично, но воинствующие чайлдфри - это обратная сторона матерей, активно пропагандирующих рожать. Знакомая коллизия, верно?
Справедливости ради надо отметить, что движение «добровольно отказавшихся» вполне в духе времени конвертирует свои взгляды в идеологическую доктрину. Так, в одном из интервью, девушка с легкой грустью говорит, что сами чайлдфри не спешат распространять свои принципы, но если государство примет налог на бездетность, то может этот шаг заставит «бездетных» сформулировать свои взгляды более четко.

Парадокс в том, что отказ от рождения ребенка, чайлдфри искренне воспринимают как возможность и реализацию персональных прав и свобод. Но мне с той же долей искренности неясно, каким образом свобода обязательно приведет такого человека к одинокой старости и простите банальное – прерыванию рода, фамилии, семьи как таковой. Выбор, его реализация - это всегда несколько вариантов последствий. О какой свободе говорит персона, добровольно отказывающая себе в выборе, судить сложно. Однако среди героев нашего материала весьма распространена практика стерилизации, они и сами в этом охотно признаются на страницах форумов или интернет-дневников.

Среди наиболее используемых чайлдфри аргументов в пользу своих взглядов особенно выделяются три: боязнь того, что родительство, будучи необратимым шагом, им не понравится; cтрах и отвращение к физическим условиям беременности, опыту родов и послеродовому периоду (например, из-за потери внешней привлекательности); вера, что приносить людей в этот мир безнравственно. Однако наиболее оправданным нам представляется другой пункт – патология - неимение биологической тяги к родительству. Комментировать болезнь – бессмысленно, ее необходимо лечить. Но это, пожалуй, единственный случай, когда приходится признать осмысленным само появление термина чайлдфри.

Большинство аргументов «свободных от детей», к несчастью для них и для общества, не более чем психологические расстройства (воспоминания о травмирующем или бедном детстве) или обыкновенный гедонизм, принимаемый в демократических странах за пример реализации персональных свобод. О том, что гедонизм имеет весьма слабое отношение к персональной свободе, понимается с трудом. На самом деле, это до сих пор не привитое российскому обществу чувство ответственности, когда ты отвечаешь не столько за окружающих, сколько за себя. Один из самых забавных доводов чайлдфри – «общество не умрет, другие - нарожают». Т.е. по умолчанию подразумеваются некие «другие», которые все сделают за «свободных чф». Сергий Радонежский говорил: «спасайся сам, и вокруг спасутся тысячи». Это, конечно, не конечная инстанция, но вполне прозрачный намек.

В эссе «Третий том» публицист Дмитрий Быков, для обретения Россией национальной утопии, предлагал разрушить на корню то, что не позволило Гоголю написать второй том «Мертвых душ» - российскую действительность, где «все друг другу чужие, и земля всем чужая». При кажущейся противоестественности такого решения, Быков угадал главное: саморазрушительная бытность русского человека рано или поздно должна обрести достаточное знание и силу, чтобы сломать традицию Феникса, восстающего лишь после гибели. Только с пониманием собственной истории, традиции и памяти мы сможем конструировать, а не бежать сквозь лес, теряя зрение и энергию. Чайлдфри – характерный элемент традиции деконструкции, и никаких двойных стандартов тут не наблюдается. Впрочем, как относится к этому нововведению в российском обществе, все равно решать вам.

Эмин Калантаров

Обсуждение (высказываний: 1)   

Статьи на тему:
Для реставрации Эрмитажа необходимо больше 15 миллиардов рублей
Новый порядок регистрации ТС: плюсы и минусы
В День отца Макданалдс призвал семьи проводить время вместе
Советская мебель и любовь к себе
В ВУЗы или с ССУЗом?
На затонувшем во Вьетнаме судне были российские туристы

Историческая память: Globoscope.ru:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
  Этот опасный новый мир
Два-талибана-два





 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2019 «Новые Хроники»