RSS Каналы
ЛЕТОПИСИ
ЛИЦА
ОТ РЕДАКЦИИ
АВТОРЫ
ТЕМЫ
ПОИСК
О ПРОЕКТЕ
КОНТАКТЫ
Новые Хроники
22
ноября
 
 
 
Лица
 
Дата 25.12.2007 00:00 Вставить в блог Версия для печати

Александр Чаусов: Глуховские «Сумерки»

Тема: ОБЩЕСТВО
Александр ЧаусовИногда мне в руки попадается интересная художественная литература. Недавно прочитал роман Дмитрия Глуховского «Сумерки». Это тот, о котором уже много кто пишет и говорит. Вот и ваш покорный слуга решил высказаться на тему новой отечественной литературы.

Ну, во-первых, книга хорошая. И читать её стоит. Стиль более ровный, нежели в первом романе писателя «Метро-2033». Ну, а главного чем «берёт» читателя Глуховский, сюрреалистической атмосферы, есть, и с избытком. «Сумерки», как и «Метро» - философский манифест автора. Философии, нужно отметить, весьма далёкой от какого бы то ни было оптимизма. При этом в романе затронута религиозная тематика, вот о ней мы подробнее и поговорим.

Мир, в котором живут герои «Сумерек», оказывается подсознанием человека, накачанного морфием из-за рака мозга. Сам больной становится «богом» в мире своего подсознания. Только богом пассивным. От его волевых решений ничего не зависит. Мир движется к закату сам по себе, поскольку и жизнь больного движется к закату.

Главный герой – переводчик, которому достался странный текст на испанском языке. Собственно, вокруг этого текста и его перевода и разворачивается эсхатология Глуховского. И в этой эсхатологии движение к концу мира и вечным сумеркам неотвратимо. Писатель показал мир без Бога. Более того, он показал мир, бог которого – обычный человек. И, скажу я вам, это очень безрадостный мир.

Герой-переводчик, от лица которого ведется повествование, сам относит себя к «homo soveticus». Вселенная книги – под стать герою. И заканчивается всё грустно. Впрочем, прочитаете сами.

Нужно отдать Глуховскому должное, он рисует мировоззрение человекобожия честно и до своего логического завершения. Если человек является богом, то неотмирных сфер попросту нет. Просто их никто не мог сотворить, поскольку люди их не создавали. И в посмертии ждут только сумерки. Правда, автор всё же использует христианскую антиномию в завершении своего романа. Герой поставлен в ту ситуацию, когда ему ничего не остается, как знать о неотвратимости конца и всё равно надеяться на то, что сумерки закончатся. На то, что будет новый рассвет в уже умершем мире.

Самым парадоксальным образом, книгу Глуховского можно назвать миссионерской литературой. Миссионерской «от обратного». Автор как будто говорит: «вот вам мир, в котором Бога действительно нет, там только предопределённость». И самое жуткое в этой истории то, что человек по природе своей – свободен. И в этой своей свободе герой вдруг понимает, что он в самом несвободном мире. Что всё уже расписано судьбой за него. И ни он, ни сам местный демиург не могут ничего изменить. А вокруг творится Армагеддон, и выхода из него нет. Потому что нет Того, Кто стоит над Армагеддоном.

Впрочем, это мой и только мой взгляд на книгу. Сугубо религиозный, миссионерский. В «Сумерках» можно найти ещё очень много всего интересного. Глуховский, например, тщательно работал с мифологией племени майя. Собственно, их учение о предопределенности и конце вселенной он и взял за основу.

Очень символично, что язычество, атеизм и предопределенность стоят у Глуховского в одном ряду, в качестве взаимодополняющих символов. Языческий фатум предвосхищает атеистический детерминизм.

И в условиях мира «Сумерек» герой-атеист в атеистической ойкумене находит выход только в христианской, на первый взгляд, нелогичной антиномии. Разум борется с фатумом, но герой обречен на вечные сумерки и вечное ожидание рассвета.

Роман грустный, концовка мрачная, но в целом это очень красивое произведение. Его уже окрестили критики, как «наш ответ Дэну Брауну». Полноте, «брауновщиной» залихватского раскрытия заговоров там и не пахнет. К тому же Глуховский эстетически выше, нежели его западный коллега.

При всех соображениях героя о ненужности религии вообще, а христианства в частности, он не пропагандирует это, а лишь оставляет такое мировоззрение за собой. И это мировоззрение, которым окутана вся вселенная Сумерек, не приводит к «хэппи-энду» и громким разоблачениям. Скорее, наоборот. Подводит к надежде пусть и невозможного выхода из «конца вселенной». Книга заслуживает внимания. «Сумерки» стоят потраченного на них времени.

Александр Чаусов

Обсуждение (высказываний: 1)   

Статьи на тему:
Условный срок получил замначальника штаба ГУВД Москвы
Полиция Египта может применять боевые патроны
Пар в свисток
Православные провели пикет против гей-олимпиады в Москве
Для красноярских студентов заработал новый спорткомплекс с бассейном
В Иркустской области поезд столкнулся с бензовозом

Историческая память: МаркетГид:
Презентация научного издания Фонда – «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»
«Советские депортации из Прибалтики не носили этнический характер» - интервью директора Фонда "Историческая память" А.Дюкова
Издательство "РОССПЭН" выпускает в свет монографию германского историка Фрица Фишера "Рывок к мировому господству. Политика военных целей кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.".
Международный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»еждународный научный семинар «Сожженные деревни: изучение нацистских карательных операций в России и Беларуси»
Первый том полнотекстовой научной публикацией дневников «музы блокадного Ленинграда», поэтессы О.Ф. Берггольц.
Международная научная конференция «Мировые войны XX века в исторической памяти России и Беларуси»
 

 


Опрос

Когда Россия выйдет из кризиса?
До конца 2015-го
В первой половине 2016-го
Во второй половине 2016-го
В 2017-м или позднее

Лучшие материалы
Наталья Андросенко:
Что они хотят, то они и построят
Егор Холмогоров:
«Мельница». Введение в миф
Ссылки
МаркетГид
Rambler's Top100
 
 
Copyright © 2006—2017 «Новые Хроники»